О земном и о небесном. День религии

16 января 2023 г.

В третье воскресенье января отмечается Всемирный день религии. Об истории и тематике праздника поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Праздник достаточно молодой, отмечается с 1950 года. Напомните, по чьей инициативе и зачем?

– Я бы не сказал, что праздник такой уж молодой по человеческим меркам. Я бы не назвал человека 1950 года рождения очень молодым. Для исторического, общественного явления, каким можно назвать международный праздник, конечно, времени прошло совсем немного. В 1950 году Организация Объединенных Наций установила этот день после того, как организация Бахаи (одно из религиозных движений) установила его в Америке. Само учение организации содержит мысль о том, что все религии едины и человек может исполнять обряды любых религий – все ведет к одному Богу, поэтому логично, что именно в этой организации зародился такой день. Однако надеемся, что в понимании Организации Объединенных Наций речь не идет о каком-то фундаментальном единстве всех религий, а скорее об общественной роли и единстве религий в исполнении этой общественной функции.

– Можно ли говорить о фундаментальном единстве религий? Что подразумевается?

– На самом деле религия – самая нетолерантная вещь в мире, потому что каждое религиозное учение учит тому, что именно оно является единственной истиной. Это обязательная часть любой религии, и если говорить с точки зрения религиоведческой, то неотъемлемой частью любого религиозного учения является убежденность в том, что именно это учение устанавливает связь между человеком и Богом. «Религаре» – это и есть восстановление связи. Если мы скажем вдруг, что все религии одинаково полезны, тогда какой смысл выбирать между ними? Понятно, что фундаментальное основание религии, т.е. претензии единственности, исключительности истины, явленной в этой религии, исчезнет. Это невозможно. Поэтому в своей глубине в каждую религию встроена очень нетолерантная, несовременная мысль, что каждая религия говорит о том, что только она является истинной.

– Бытует мнение, что все религии запрещают радость или во многом ограничивают все то, от чего человек получает удовольствие. Например, пост в православии, когда люди вынуждены на какой-то период ограничивать себя в еде. Так ли это на самом деле?

– Сейчас мусульмане бы улыбнулись, наверное, потому что их пост строже православного. На самом деле религия позволяет человеку оставаться человеком, не скатываться в угождение собственным страстям, превращая потребность в еде в чревоугодие, потребность в отдыхе – в лень, потребность в признании и похвале – в гордость и тщеславие, в обиду. Мы очень легко впадаем в различного рода зависимости. Когда мы говорим, что религия в чем-то нас ограничивает, это способ сохранения свободы, как ни странно. Т.е., ограничивая свою зависимость от чего-то большого, от той страсти, которая может вырасти из естественной потребности, ограничивая себя в малом, мы сохраняем свою свободу в большом. Приведу примитивный, но понятный пример: если мы будем всю жизнь ограничивать себя бокалом вина за ужином, мы никогда не впадем в алкогольную зависимость, не попадем в рабство к этой страсти. Казалось бы, ограничения, но, с другой стороны, это способ сохранить свободу.

– Во всех ли религиях есть такие ограничения и сколько на сегодняшний день существует религий в мире?

– Религий великое множество, религиозных учений – тысячи, их количество множится с каждым днем, особенно в некоторых странах мира, можно каждый день говорить об учреждении нескольких новых так называемых церквей. Но нужно понимать одно: все религии говорят о самом важном для человека: о смысле жизни, посмертном бытии человеческой души, об ответственности за свои поступки, о том, почему мы должны или не должны что-то делать. Поэтому мы говорим о религии не как о средстве ограничения, а как о средстве воспитания человека человеком, воспитании человеческой души – это, если речь идет об общественной функции, не вдаваясь в вероучительные положения христианства, которые вовсе говорят о том, что цель религии – это приближение человека к Богу, соединение человека с Богом, превращение человека в бога по благодати, это то, что мы называем обожением. Такую высокую цель никакая другая религия перед собой не ставит.

– Почему многие религиозные движения, течения запрещают, например, в России?

Потому, что они наносят вред людям. Этот вред чаще всего можно охарактеризовать как вред психическому здоровью граждан, вред их финансовому положению, потому что те организации, которые именуют себя религиозными, вместе с тем занимаются банальным распространением литературы, при этом калеча человеческую психику, заставляя людей фактически самостоятельно вырвать себя из общества: не праздновать день рождения, Новый год, не служить в армии, не сдавать кровь, не получать государственные награды и звания. Т.е. человека фактически заключают внутри религиозной организации, наполняя его жизнь только и исключительно смыслом, который навязывает ему эта организация. Такое отношение к человеку наносит вред его здоровью. Не говоря об откровенно экстремистских учениях, которые вовсе призывают к таким вещам, как распад государства или совершение террористических актов против него.

Возможно, Международный день религии, который как раз отмечается, учрежден специально в том числе и для того, чтобы обсуждать такие проблемы деструктивного влияния…

– К сожалению, нет. Организация Объединенных Наций учредила этот день для того, чтобы декларативно провозгласить значимость религии как фактора жизни общества, человека. Конечно, никто не отрицает значения религиозного сознания и фактора веры в жизни каждого человека и в жизни общества, потому что люди руководствуются в том числе и догматами веры, когда принимают те или иные решения, но, к сожалению, то, что мы сейчас видим, – это, наоборот, стремление вытеснить религию за пределы общественной жизни, стремление даже в противоположном смысле истолковать совершенно очевидные религиозные, например, праздники, когда Рождество Христово становится просто Рождеством или даже просто праздником, чтобы якобы не оскорбить кого-то другого. На самом деле подобный сознательный отказ от своих религиозных корней ведет к совершенно ужасающим вещам, которые мы сейчас наблюдаем.

Религия обладает уникальным свойством объединять самых разных людей вокруг высочайших идеалов, на которые только способно человеческое сознание. Когда общество сознательно идет против того, что его объединяет, к сожалению, прогнозы в такой ситуации печальны.

– Когда стали впервые предприниматься попытки провозгласить мир во всем мире посредством религии?

– Мир во всем мире посредством религии начали провозглашать тогда, когда стали провозглашать единые религии для всего окружающего мира, – это, конечно, была прерогатива империи. В поздней Римской империи мы находим мнения о том, что нужно объединить все религии, что все религии могут быть одинаково полезны государству, что есть некий Римский мир, который объединяет все религии и все они должны быть источниками пользы для государства. При этом единая мировая религия не предполагалась, но предполагалось, что все они могут быть вместе помощниками Римской империи. Не сложилось, не получилось, потому что когда религии все одинаково хороши, ни одна из них не сплачивает, не соединяет общество, перестает быть цементирующим общество фактором. Когда не вычленяется из религии единый хотя бы какой-то общий моральный кодекс, когда можно все (этим – то, этим – это, можно что угодно) – религия перестает быть чем-то, кроме традиции, обычая, который через поколение уже не настолько важен, существенен, когда за религией не видят Бога, а видят только какую-то общественную пользу, она теряет смысл, превращаясь просто в традицию. Так получилось в Риме.

Была попытка создать мировую религию, что возрождалось уже в позднем Средневековье, где-то в XVIII веке, вместе с различного рода тайными обществами. Это масоны, розенкрейцеры, иллюминаты и прочие любимые нашими конспирологами общества – многие из них грезили о единой мировой религии, говорили о том, что все религиозные обряды – это очень детская история, хотя на самом деле сами же подобными обрядами сильно увлекались, потому что именно обряды их объединяли: тайные церемонии, жесты, тайные символы, которые они так любили оставлять везде, где только можно, чтобы обозначить свое присутствие.

Любая попытка создать мировую религию оборачивается своей противоположностью: когда мы отрицаем чужой обряд, тут же создаем свой, когда отрицаем чужую символику, тут же создаем свою, потому что символ, обряд, традиция – это все неотъемлемые части того, что соединяет человека с Богом, что передает Откровение Бога человеку, и даже если мы пытаемся заменить источник Божественный на человеческий (как минимум), а чаще всего антибожественный, т.е. дьявольский, – все равно остаются традиции, обряды и всякого рода символы как механизмы подобной передачи. Ничем хорошим подобные попытки не закончились – все эти общества, поскольку за ними не стоял Господь, не стояла вера в Бога, были лишь пародией на религию, а не чем-то соединяющим человека с Богом, поэтому все они успешно провалились.

– Как принято отмечать Международный день религии? Возможно, в этот день проводятся какие-то межконфессиональные симпозиумы, форумы?

– Когда я слышу про подобные праздники, всегда вспоминаю бессмертную фразу советского кинофильма, что день взятия Бастилии прошел впустую. Никак эти праздники не отмечают, потому что это скорее декларативные международные даты, которые служат в основном поводом к размышлению и разговору, подобному нашему с Вами, для того чтобы обратить внимание на эту тему, на роль религии, ее место в жизни общества. Подобные праздники у нас никак не отмечаются. Я считаю, что межрелигиозное сотрудничество не должно быть исключительно формальным и приуроченным к праздникам.

У нас на Кавказе мы видим замечательный пример повседневного сотрудничества с нашими соседями и братьями – мусульманами, когда вместе с ними мы идем к молодежи (в школы, вузы, средние специальные учебные заведения) и говорим о Боге, религии с детьми, молодежью с позиции двух самых распространенных здесь, на Кавказе, конфессий, проводим межрелигиозные форумы, как недавно прошедший в Пятигорске, в конце 2022 года. Межрелигиозный форум проходил в форме брейн-ринга, там были представители трех основных представленных у нас религий. Это очень интересно обществу, когда можно рассмотреть такой важный для каждого человека предмет с разных сторон. Самым интересным в общении молодых людей с представителями иудаизма, ислама и православия было то, что они могли услышать, как смотрят на важные и острые современные проблемы представители трех основных религий.

Я за то, чтобы общаться с представителями других религий, с верующими людьми, общаться вместе с молодежью, представителями других профессий и возрастов, самых разных социальных групп, не привязываясь ни к каким праздникам. А такие праздники служат поводом к тому, чтобы снова и снова напомнить, что религия – одна из немногих, объединяющих наше общество, как сейчас принято говорить, скреп. Это одна из немногих сфер жизни человека, которая затрагивает самые важные смысловые, центральные вопросы жизни, на которые никакая другая сфера жизни не дает ответа. Мы должны использовать мощный, продуктивный, созидательный потенциал, который есть в религии как общественном явлении, чтобы воспитывать человека человеком.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать