Сегодня поговорим о Троице. Один из главных христианских праздников отмечается в этом году 4 июня, на пятидесятый день после Пасхи. О празднике и традициях поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.
– Почему Троицу еще называют Зеленым воскресеньем и правда ли, что именно в Пятидесятницу, тогда еще ветхозаветную, на апостолов, которые после вознесения Господа неустанно молились, произошло сошествие Святого Духа? Напомните, как это было.
– Действительно, так. Зеленое воскресенье – это одно из поэтичных названий; оно, конечно, не определяющее. В день Пятидесятницы, согласно народной традиции, храмы украшаются зеленью. Это первый летний праздник, и он несет в себе воспоминания еще дохристианские, ветхозаветные. Все эти связи с растительностью, произрастанием плодов, зелени нашли свое отражение в нашей традиции в украшении храмов березками или скошенной зеленой травой. Поэтому и называют этот праздник Зеленым воскресеньем.
Мы вспоминаем конкретное историческое событие, но оно строится на более древней базе. Так часто бывает в Церкви (это называется типологией), когда одно событие становится предвозвестником, прообразом другого.
На заре развития веры в единого Бога, в самом начале создания богоустроенного поклонения, еврейский народ получает законодательство. Моисей у Синайской горы получает заповеди от Бога, и из разрозненной толпы (по-другому не назовешь) вчерашних рабов создается новый народ, который объединяется прежде всего верой в единого Бога.
В воспоминание этого события иудеи отмечали праздник, который назывался Пятидесятницей, потому что на пятидесятый день после Пасхи, то есть после исхода евреев из Египта, отмечался следующий праздник – дарование Закона. Этот праздник был одним из трех самых важных религиозных событий в году у иудеев.
Христиане, как мы видим из евангельского повествования, относились к иудейской традиции очень трепетно. Сам Господь исполнял ритуалы и обряды, связанные с богопочитанием, установленные из ветхозаветного закона; и апостолы их почитали. Но в христианском контексте все эти дни и события начинают играть новыми красками, что называется, получают новое осмысление.
Так, в день Пасхи на Тайной Вечере была установлена Евхаристия. На пятидесятый день по Пасхе, согласно Книге Деяний, апостолы пребывали вместе; как повествует предание, в Сионской горнице, где, возможно, проходила и Тайная Вечеря. В этом же месте ученики собирались для молитвы и общения. В пятидесятый день, или, если сказать по-другому, на десятый день после вознесения Господня, ученики тоже пребывали вместе – и произошло исполнение того обещания, которое Господь во время вознесения дал ученикам. Что Он упросит Отца и Тот пошлет ученикам нового Утешителя – Духа Святого.
Согласно повествованию, комната наполнилась шумом, и на учеников, подобно огненным языкам, сошел Святой Дух. Он обновил все их знания, восполнил все их человеческие естественные недостатки, тем самым укрепив их в вере и позволив воспользоваться дарами Духа, что отразилось и на их ораторских способностях, и на их возможностях как проповедников. С этого момента начинается реальная миссионерская жизнь в Церкви. Даже можно сказать по-другому, более сильно: с этого момента начинается Церковь как таковая. Была произнесена первая проповедь Петра, которая включила в Церковь огромное количество людей. С этого момента одухотворенные (в прямом смысле этого слова) апостолы начинают удивительную проповедь по всему миру. За короткий срок по всей ойкумене люди услышали Благую Весть о Христе Иисусе, что было бы невозможно без особых дарований Святого Духа.
– Людям, далеким от православия, трудно понять, как Господь одновременно может быть и Отцом, и Сыном, и Духом Святым. Почему Ипостасей всего три и когда Церковью впервые был принят догмат о Троице?
– Само слово «Троица» начинает использоваться не позднее II века. Оно не содержится в Священном Писании. Именно с этим были связаны первые проблемы, потому что люди стремились использовать те слова, которые содержатся в Священном Писании, чтобы избежать какой-то банальной ошибки.
Что касается идеи троичности, во-первых, нельзя сказать, что Бог стал троичен в какой-то конкретный промежуток. Бог открывался людям, а люди воспринимали Его с различной интенсивностью, можно сказать.
В Ветхом Завете Бог открылся человеку как единое Лицо. Однако в том же Ветхом Завете мы видим некоторые намеки, иносказания, двусмысленности, которые можно было бы интерпретировать как откровения о троичности. Со временем знания о Боге становятся лучше, Бог открывается человеку, скажем так, в новом качестве: это Единый Бог, один Бог, но открывающийся в трех Лицах. С точки зрения логики и математики не очень ясно, но именно так есть.
Много примеров подобного развития мысли мы можем найти не только в богословии или философии, но даже в точных науках. Например, физика – серьезная дисциплина, которая не терпит каких-то фантазий. С глубокой древности люди искали первопричину появления мира, некое мельчайшее, из чего состоит все. Открыли атом. Само слово «атом» («атомос») переводится как «неделимый». Ну и давайте на этом остановимся – это тот кирпичик, из которого все построено, и закроем физику как науку. Но нет. Ученые делают новые открытия о том, что неделимый атом все-таки тоже делится. То есть внутри атома есть еще нечто: ядро, электроны и прочее. И ядро тоже можно еще глубже постичь, изучить.
Точно так же и Бог открылся нам в меру нашей необходимости, в меру нашей потребности как единый Бог. Со временем, когда человечество было способно интеллектуально и философски осмыслить, Он раскрылся в полную меру наших когнитивных способностей, насколько мы можем Его постичь. Может быть, с точки зрения математики это не очень просто и ясно, но с точки зрения философского осмысления троичности Бога все достаточно гладко и просто, за исключением одной важной вещи: к сожалению, человек не совсем способен постичь Бога во всей Его полноте. Мы всегда стремимся к полному постижению изучаемого объекта, но с Богом нам приходится вовремя останавливаться – есть некий предел этого постижения.
– Как давно отмечается Пятидесятница и почему этому празднику придают столь большое значение?
– Во-первых, как и все евангельские события, последующие за воскресением и вознесением Христовым, это событие является максимально важным; это один из двунадесятых праздников. Ввиду того что это событие укореняется в тексте, содержится не просто в Церковном Предании, но в тексте Священного Писания, оно отмечается ежегодно, с того времени, когда это событие произошло. Мы говорили о типологии; так вот, эта типология наиболее ярко раскрывается именно здесь.
В Ветхом Завете это был день, когда какая-то разрозненная группа людей, общность, вышедшая из египетского плена, ввиду дарования им Закона стала единым народом, в котором жил Бог. Точно так же и в этом событии: была совершенно незначительная группа учеников, объединенных общей верой в Господа. Но ввиду события Пятидесятницы, схождения на них Святого Духа они перестают быть просто группкой людей, но рождают собой единую Церковь – общность людей, внутри которой живет Бог. Естественно, что это торжественно воспоминается со дня произошедшего события.
– Правда ли, что Сионская горница, в которой молились апостолы, стала впоследствии первым в мире христианским храмом?
– Мы действительно можем ее так назвать. Сионская горница – то самое место, согласно преданию, где и проходили ключевые события апостольской истории; это место, где буквально зарождается Церковь: проходит Тайная Вечеря, устанавливается Евхаристия, появляется Церковь как община, когда Святой Дух нисходит на апостолов. По преданию, в этом же месте ученики поставляют апостола Матфея взамен утраченного апостола, отказавшегося от своего апостольства, Иуды Искариота. В этом же месте, по преданию, проходит Апостольский Собор 50 года. Таким образом, это место, которое можно назвать не только первым храмом Церкви, но и первым зданием, в котором находится и развивается Церковь. То есть это первая резиденция апостолов.
– Вернемся в наше время. Как Троицу празднуют сейчас?
– Как любой из великих двунадесятых праздников. Чтобы правильно отметить этот праздник, нужно быть в храме за богослужением, участвуя в Евхаристии, в литургии – общем молитвенном деле.
Праздники, подобные Пятидесятнице, могут раскрыться для нас только в богообщении, только в молитве. Событие, которое представляет участие Бога в жизни человека, невозможно встречать иначе, как только общаясь с Богом.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!