О земном и о небесном. Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом

16 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Владыка, сегодня у нас сборная тема, самые разные вопросы.

– Это всегда самая интересная тема.

– Первый вопрос все равно крутится вокруг сегодняшней ситуации. Сегодня во всех храмах епархии можно увидеть обозначенные места, где людям стоять, чтобы сохранять социальную дистанцию. Получается, что в храм уже не сможет войти столько людей, как раньше, даже в большой праздник. Как теперь быть?

– Сейчас лето, и теперь мы делаем разметку на прихрамовых территориях, потому что в случае благоприятной погоды богослужение совершается на улице, на свежем воздухе. Так происходит и в Бештаугорском монастыре.

– А если погода плохая, то будет какой-то смотрящий человек, который не разрешит толпиться и будет строго следить за обозначенными местами?

– Смотрите, с чем я лично столкнулся. Например, есть место для одного человека, а приходит семья: папа, мама и двое детишек. Разве ты их разлучишь? Как ты скажешь ребенку, что надо стоять подальше от мамы? Конечно, они стоят вместе, и таким образом уже есть сэкономленное пространство для других людей. Слава Богу, нередко в храмах можно видеть именно семьи, и для меня это самая большая радость.

Мы еще не сталкивались с такой проблемой, чтобы что-то пошло не так, чтобы не хватало места. Как правило, есть еще какие-то дополнительные помещения. Допустим, это может быть клирос свободный, на котором обычно в храме никто не стоит, но в таких случаях его тоже можно использовать. Есть аналойные иконы, которые занимают определенное место, но они мобильны; в настоящее время они могут быть или вынесены из храма, или перенесены в алтарную часть храма, что тоже дает дополнительное пространство.

– Сейчас часто можно встретить два понятия: апостасия и экуменизм. Я пыталась вникнуть в смысл, но у меня не очень получилось. Поясните, пожалуйста, что это, и почему сейчас так много об этом говорят.

– «Апостасия» дословно означает «отречение». Если глубже посмотреть на это слово, это то, когда человек изменяет своей присяге, верности своему правителю. Для христианина это данные им обеты при крещении. Поэтому если смотреть на жизнь человека в соответствии с обетами крещения и верности Богу, то шаги апостасии можно увидеть даже в элементарном грехе, который совершает человек. Ведь всякий грех – это промах против данного обещания.

Есть еще более глобальное понимание этого слова. Когда из-за разного рода ложных страхов, понуждений на человека оказывается давление, чтобы он отказался от своей веры или изменил своей вере. Эти времена, конечно, самые непростые, чтобы выстоять в своей вере. Кстати, в нашем регионе имеется много примеров, когда люди, несмотря даже на угрозу жизни, оставались верны своей вере и данным в крещении обетам.

Что касается экуменизма, то это понятие тоже достаточно широкое. «Экумена» означает «пространство, населенное людьми; вселенная». То есть это пространство, где живет человек. В этом пространстве у нас есть определенного рода потребности. Во-первых, потребность в общении. Мы не можем не общаться друг с другом; мы посещаем соседние города, регионы, страны, континенты. Поэтому в этом смысле экумена – это наша вселенная, в которой люди общаются друг с другом.

Но в этом общении мы не можем навредить своей собственной вере, мы должны сохранять свои традиции. Проще говоря, когда ты приходишь в чужой дом, традиции традициями, но у тебя есть и свои традиции. Если твои религиозные традиции не позволяют тебе участвовать в каких-либо религиозных обрядах других народов, то ты должен оставаться в своей традиции, и искать здесь некий знаменатель не только бесполезно, но еще и крайне опасно. Если я уже сделал свой выбор в духовной жизни, я и должен оставаться в этих правилах. Нередко слово «экуменизм» понимается как нарушение или смещение акцентов своих собственных традиций.

Почему об этом постоянно говорят? Потому, что мы все больше и больше погружаемся в жизнь в глобальном мире. И эта жизнь всегда предъявляет самый главный вопрос: а кто ты лично в этом глобальном мире?

– Следующий вопрос: отпевают ли наркозависимых, умерших от передозировки? Не приравнивается ли это к самоубийству? И можно ли за них молиться?

– Когда человек осознанно принимает решение, которое противоречит здравому смыслу, то понятно, что такое решение является большим риском для здоровья, а значит, может быть приравнено и к самоубийству. Если человек не боролся, не преодолевал свою страсть и зависимость, более того, оправдывал эту страсть и зависимость какими-то особыми состояниями, постоянно к этому стремился и никогда не задумывался не только о себе, но и о тех, кто рядом, то такое недопустимое отношение к жизни, конечно, только самоубийством может быть названо.

– Скачивать фильмы через торрент и пользоваться взломанными программами – это грех?

– Да, конечно, это грех, это воровство. Нельзя этого допускать. Не знаю, будет ли пример удачным, но я себе этого не позволяю. Сегодня есть большое количество возможностей подписаться на разные подписки и смотреть замечательные документальные, художественные фильмы, театральные и музыкальные постановки совершенно легально. Это выбор свободы, потому что это делает тебя свободным, а не соучастником какого-то преступления.

– Далее крик души, можно сказать, а не вопрос. Как быть, если человек дарит совсем ненужные вещи, подарки иногда очень дорогие? Много раз просил не делать этого, но все продолжается. Дома просто уже музей ненужных вещей. Даритель следит, чтобы они все были у меня. Передарить не всегда получается, да и не хочется быть таким же навязчивым. Как быть, чтобы не обидеть?

– Ситуация, конечно, особенная. Мне кажется, здесь нужно сделать две вещи. Во-первых, выразить благодарность дарителю, сказать: «Спасибо большое». Во-вторых, сказать: «Если ты хочешь, чтобы твои подарки были мне приятны, перестань следить за подарками, а обрати внимание на меня». Если в отношениях людей сохраняется свобода, то эти отношения останутся. А если этой свободы нет, а есть определенного рода зависимость или какие-то условности, то сами по себе такие отношения могут быть крайне опасными, и скорее всего нужно подумать о том, стоит ли их дальше развивать. Может быть, пришло время поставить их на некоторую паузу, на некоторое удаление? Продолжать общаться, но в каком-то другом формате, чуть-чуть подальше, чтобы хорошенечко рассмотреть пространство вокруг себя.

– Следующий вопрос очень интересный, и я с нетерпением жду Вашего ответа. Как Вы думаете, стал ли Новосельцев начальником отдела? Женился ли Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович, на Екатерине? Возможна ли счастливая жизнь в семье, где мужчина ниже по званию?

– Конечно, возможна. Знаю большое количество семей, в том числе военных (есть такие среди моих знакомых), где жена по воинскому званию старше своего мужа. Но дома совершенно другое старшинство. Знаете, семейные отношения – это ведь не старшинство пола; это старшинство ответственности и любви, в том числе жертвенности. Это старшинство ответственности за принятие решений.

Мы сегодня можем найти большое количество других примеров, когда, с одной стороны, глава семьи достаточно успешный человек, но в семье говорит: «Я все, что мог, сделал, заработал деньги, а дальше – сами. И не перекладывайте на мою голову еще какую-то ответственность». Вот это уже опасно и, на мой взгляд, совершенно неверно. Потому что ответственность за принятие решений всегда остается за Адамом, в том числе по отношению к своей супруге и своей семье. Всегда выбор за Адамом.

Всем современным Адамам нужно помнить, что его Бог первого спросит: «Адам, где ты? Что с тобой происходит? Что происходит с твоей семьей?» К нему будет первый вопрос. И ответственность в первом ответе всегда должна быть в семье на муже. А все остальное не имеет того значения, о котором можно говорить как о самом главном.

– Нужно ли мужчине присутствовать при родах? В церковных документах что-то об этом есть?

– Нет, это выбор мужчины. Знаете, кто-то боится простого взгляда на кровь и падает в обморок. Очень часто говорят: «Надо, чтобы ты это понял, пережил, увидел». Есть очень много вещей, которые нам совершенно не нужно переживать и видеть, потому что это то, что относится именно к твоему подвигу. То есть это время твоего шага, и этот шаг можешь сделать только ты. Поэтому я не вижу необходимости обязательного участия в этом. Во-первых, это должно быть добровольное желание. Во-вторых, должна быть обоснованность этого желания: зачем?

– В Совете Федерации и Министерстве образования заявили о необходимости в ближайшее время официально оформить правовой статус дистанционного образования. Родители в ужасе. Потому что всем хватило периода дистанционного обучения до конца года. Сколько было истерик! Мы знаем истории, что и инфаркт был у родителей после такого обучения. Родители боятся. Что Вы думаете о таком школьном детстве, которое может быть максимально наполнено дистанционным обучением?

– Я думаю, что это должна быть исключительно вариативная часть и выбор родителей. В некоторых случаях дистанционное обучение – единственно возможное. К примеру, ребенок с какими-то нарушениями просто физически не может быть в школе. Или, к примеру, человек получает дополнительное образование; занимаясь определенной деятельностью, он дистанционно обучается, при этом хотел бы, чтобы дистанционное обучение имело легитимный характер в случае реальной сдачи квалификационных экзаменов. То есть здесь тоже должны быть определенного рода ограничения. Но это должна быть исключительно вариативная часть образования. Делать дистанционное обучение обязательным и включать его в разных случаях как единственно правильное, на мой взгляд, крайне опасно. Сформировавшееся понятие школы – это не только личное общение преподавателя с ребенком, но еще и общение детей в своей среде, общее взросление. Это такая общая социальная жизнь, что называется, и исключать ее – большой риск для человека.

– Владыка, спасибо за сегодняшнюю беседу. Сейчас у Вас непростая задача – подытожить разные вопросы одним заключительным словом.

– Спасибо за наше общение и интересные вопросы.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Мы начали сегодняшний разговор с того, что в условиях установившегося социального дистанцирования некая точка вдруг занята тобой. Кому-то уступить? Мне кажется, есть еще один вариант. Это как в жизни: ты всегда можешь взять кого-то на руки. Ты всегда можешь взять ответственность о человеке на себя, и тогда вы вместе будете стоять в одной точке. Муж – со своей женой, жена – со своими детьми, мы – все вместе. А Господь будет держать нас в Своих объятиях. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать