О земном и о небесном. Архистратиг Михаил

19 сентября 2022 г.

Православная Церковь 19 сентября отмечает воспоминание чуда Архистратига Божия Михаила, одного из высших ангелов, принимающих участие в судьбах Церкви. Что говорится о нем в Священном Писании, о каком чуде идет речь и происходят ли чудеса в наши дни, обсудим с преподавателем отделения теологии Пятигорского государственного университета священником Владимиром Зегнуном.

− Почему Архистратига Михаила называют вождем воинства Господа и какая Небесная война описана в Новом Завете?

− Так называемая Небесная война описана, прежде всего, в апокрифических текстах. В Новом Завете есть смутные упоминания – например, в 12-й главе Книги Апокалипсис (или Откровение Иоанна Богослова) и еще различные очень краткие замечания. Мы понимаем, о чем идет речь, но прямых, ясных свидетельств из Священного Писания не получаем. Что же касается апокрифических произведений, то этих произведений очень много, и отношение к ним спорное, мы не можем их воспринимать как действительно необходимую, четко выверенную информацию.

Архистратигом Архангела Михаила называют ввиду традиции. Архистратиг – вождь небесных воинств. Исходя из Предания Церкви, которое укореняется в Священном Писании, мы видим, что Архистратиг Божий Михаил − это архангел, то есть один из высших ангельских чинов. В среде верующих людей особое благоговейное почитание Архистратига Божия Михаила, потому что этот архангел Божий является заступником всех верующих, мы выделяем его как одного из представителей Божественного воинства, более того, не просто представителя, а архистратига Небесных сил, военачальника Божественной славы.

− Какое чудо Архистратига Михаила вошло в историю и каждый год вспоминается 19 сентября?

− Сейчас мы будем отмечать праздник воспоминания чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех − события, которое произошло во Фригии, что располагалась на территории нынешней Турции. Это уникальное место, это античная здравница всего мира − там огромное количество целебных источников, туда приезжало очень много людей лечиться. Один из источников был посвящен Архистратигу Божию Михаилу.

Одному из лаодикийских знатных горожан, в то время еще язычнику, согласно преданию, во сне явился Архангел Михаил и сказал, что его печаль и скорбь из-за того, что его дочь нема, может быть поправима, если этой девочке предложить воду из этого источника. Действительно, после того как девушку напоили водой из источника, посвященного Архистратигу Божию Михаилу, она смогла говорить. Во Фригии жили достаточно зажиточные люди, этот человек был весьма состоятельным. Он в благодарность за совершенное чудо построил храм, посвященный Архангелу Божьему Михаилу.

Как часто бывает, человеческая злоба рождается там, где должна была бы рождаться благодарность. Язычники, возревновавшие о том, что большое количество людей приходит в Церковь Христову, решили изменить русло реки и направили бурный поток прямиком на храм в надежде, что этим потоком он будет уничтожен и таким образом они отомстят христианам. Пономарь Архип, который посвятил свою жизнь служению в этом храме, взмолился Архангелу Михаилу. И произошло чудо, Господь услышал его молитвы, Архистратиг Божий Михаил явился и ударом посоха образовал расщелину, в которую бурный поток реки ушел. Так он защитил свой храм.

Почему же это чудо вспоминаем мы, в Русской Церкви? Ведь чудес много, а это связано с историей Руси. Митрополит Алексий отправляется в Орду, чтобы исцелить от слепоты мать ордынского хана; его призвали для этого. Естественно, он очень переживал. Но Господь услышал молитвы праведника – и действительно происходит чудо, которое выпадает как раз на воспоминание чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех.

Благодарный хан дает особый ярлык, позволяющий Церкви чувствовать себя достаточно спокойно, ограничивающий власть местных представителей ханского двора. Церковь получает некую условную, но все-таки свободу в церковной жизни. А ханша пожаловала Алексию в благодарность небольшой участок земли в самом центре Москвы, там находилась ее ханская конюшня. Конюшня была снесена, на этом месте начинается строительство храма и далее монастыря в самом центре Москвы, который сегодня мы знаем под названием Чудов монастырь. Именно потому в Русской Церкви такое пристальное внимание к этому чуду.

− С точки зрения православия что принято считать чудом?

− В слово «чудо» каждый может вкладывать различное значение. Но чудо − это что-то сверхъестественное, выходящее за рамки обыденного, поэтому отношение к нему тоже не может быть у всех одинаковым. Ведь для каждого человека в окружающем его мире важным является что-то свое. Хотя, конечно, как правило, когда говорят о чуде, говорят о некоем событии, которое так или иначе нарушает законы природы.

− Мироточение икон, появление в небе неких Божественных образов, символов… Есть ли какой-то комитет, который может точно определить, чудо это или, возможно, то, что имеет какое-то рациональное объяснение?

− В Православной Церкви, слава Богу, чудесам отводится не главное место, а именно такое, которое действительно нужно. Есть специальный отдел. Он не то чтобы работает постоянно − это определенный круг лиц, как правило, ученые. Они пытаются объяснить с точки зрения науки те или иные события, которые принято называть чудесами. Но какой-то комиссии, которая бы расследовала чудеса и давала «паспорт» чуда (дескать, действительно это событие является чудесным), слава Богу, в Церкви нет.

Если мы всерьез отбросим элемент шоу, то увидим, что самые важные чудеса, к сожалению, не привлекают совершенно внимания, а то, что не имеет никакого значения, затмевает собой суть. Самым большим чудом для нас является Евхаристия, которая совершается в каждом храме, каждый воскресный день, но это не привлекает толпы зевак. Почему? Потому, что это сложно. А что-то внешне экстраординарное (вспоминается прекрасное из классики: «Со Пскова я, странница, пришла собачку говорящую посмотреть») – это многим очень интересно, важно, привлекает огромное внимание. Дело в том, что в нашей жизни чудес, а иначе говоря, проявлений милостей Божьих, благодати Божией намного больше, чем представляется возможным.

Например, деторождение − с научной точки зрения все ясно и понятно, описано. Но это не отменяет чуда. Действительно, никто не будет спорить с тем, что взять на руки новорожденного сына или новорожденную дочь − это большая радость, никто не будет спорить с тем, что вот не было человека, а нынче есть. Никто не будет спорить с тем, что это чудо.

Кому-то болезнь еще вчера перечеркивала его жизнь, он готовился к смерти или рассуждал о том, как дальше будет жить, и не понимал этого, обращался к Богу в молитвах уже с какой-то робкой надеждой. А для человека (допустим, врача), который приложил огромное усердие, потратил много времени, много лет на то, чтобы обрести знания, это не чудо, а постоянная, каждодневная работа, его труд. Но еще вчера пациент прощался с жизнью, а сегодня у него новый день рождения. Это ли не чудо? Истинное чудо.

Таких чудес очень много, но на них почему-то никто не желает обращать внимания. Всем подай плачущие иконы, самовозжигающиеся лампады, облака, сходящие с небес к стопам людей, и прочие, прочие вещи, которые якобы должны их утвердить в вере, каким-то образом ободрить. Но за две тысячи лет христианской истории есть и такие чудеса. Есть чудеса совершенно необъяснимые, есть чудеса, которые описаны. Но это не сделало многих людей более религиозными или более верующими, более добрыми, искренними, положительными христианами.

− Есть такие явления, как летаргический сон, синдром Лазаря. Как это трактуют в православии?

− Да никак. Чем отличается богословие от любой другой науки? Тем, что мы, изучая весть о Боге, открывшегося нам Бога, не можем подходить к Нему с линейкой. Мы не изучаем Его, проявления Его в мире под таким углом. А если Господу угодно, то происходит нечто в мире. Если мы слишком большое внимание будем уделять подобным вещам, они, к сожалению, затмят собою суть. В мире очень много необъяснимого; необъяснимого пока, потому что мы еще не имеем определенного научного аппарата, или же необъяснимого вовсе, то есть того, что нельзя описать.

То, что вчера было неизвестным, завтра будет прошлым веком в науке. И если мы будем принимать во внимание все выходящие за рамки нашего сознания примеры как какие-то чудеса или свидетельства и их поднимать, что называется, на щит, на знамя, если будем подстраивать нашу веру под проявления в мире тех или иных чудес или каких-то других событий, получится, что мы пытаемся Бога вписать в эти рамки.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать