О земном и о небесном. Антуан де Сент-Экзюпери

31 июля 2023 г.

Сегодня поговорим о символизме и философии. В конце июля день рождения выдающегося французского писателя, сценариста, журналиста и летчика Антуана де Сент-Экзюпери. О яркой, выдающейся личности, об одном из самых известных его произведений, наполненном символическим смыслом, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Как известно, Экзюпери – личность невероятно разносторонняя, яркая и выдающаяся. Самоотверженный и храбрый летчик, которого характеризовали как человека достаточно хладнокровного, при этом фантаст, романтик – как все это сочеталось в одном человеке?

– Принято говорить о талантливых людях, что они талантливы во всем; если не во всем, то хотя бы во многом. Действительно, человек своего времени. Сильные люди ХХ века. Мы подходим уже к середине ХХI века и все равно вдохновляемся их примерами. Один из таких выдающихся людей – Антуан де Сент-Экзюпери, который за время своей жизни очень много успел сделать. Что-то сделал хорошо, что-то не успел завершить, но имел хорошие результаты во многих сферах, как в литературе, искусстве, так и в повседневном труде, в таких экстраординарных ситуациях, как боевые действия или пилотирование несовершенных летательных аппаратов в экстремальных условиях.

– Его ведь даже произвели в кавалеры ордена Почетного легиона.

– Да.

– Что можно сказать о нем как о творческом человеке?

– Люди ХХ века, столкнувшиеся с двумя мировыми войнами, не могли оставаться такими же, какими были до этого. Это люди, которые очень остро ценили жизнь и серьезно подходили к социальным, гуманистическим вопросам мира, вопросам уважения, взаимоуважения, сохранения и развития детства, т.е. это люди, которые радели о мире всей своей душой и всем сердцем. Мы видим, то среди писателей этого времени практически все толковые, думающие люди. Они так или иначе приходили к этим идеям в своих произведениях, независимо от того, в какой форме повествования излагали свои взгляды и измышления, будь это серьезная аналитическая литература, или взрослые романы, или легкое на первый взгляд чтиво для детей и подростков. Авторы этого времени очень внимательно относятся к гуманистическим идеям, если и не к религиозным, то светского положительного гуманизма.

Потому и автора, о котором мы говорим сегодня, примерно так же можно охарактеризовать – это человек социалистических взглядов, в своей жизни столкнувшийся с большими потрясениями: это оккупация его родной страны, невозможность ее защитить. Он не разделял взгляды нацистов, но и сделать, по сути, ничего не мог. Он пережил эмиграцию, очень много времени проводил, помогая людям (на основе своих философских взглядов). На его творчество прежде всего можно смотреть через призму гуманистического и социального подхода к человеку. Все оно пропитано автобиографизмом. Он внимательный к себе человек, потому в своих произведениях как бы рассуждает сам с собой. Действительно, очень много параллелей в различных текстах так или иначе являются его автобиографией, которую он постоянно рассказывает в своих книгах.

– Известно, что он и военкором поработал какое-то время в Испании. Это тоже повлияло на его творчество.

– Да, он был военным корреспондентом в Испании, когда фашист Франко как раз захватывал власть, когда убивали католических монахов-иезуитов, которые участвовали в антифашистском движении в Испании. Кстати говоря, сам Экзюпери приложил очень много сил, чтобы спасти многих из них. Он был воспитан в христианской культуре, происходил из серьезной католической семьи. Сам он, как мы видим, не был религиозным человеком, но с детства воспринял эти идеи и был если не внешне, то внутренне религиозен.

– Интересно, журналистика, по сути, документальна, а прославился Экзюпери именно как фантаст. Одно из самых популярных цитируемых произведений – сказка «Маленький принц». Казалось бы, сказка, ее проходят по школьной программе, но литературоведы и критики считают, что в ней есть глубокий философский и религиозный смысл.

– Правильно, наверно, сказать: притча. Потому что притча – это все-таки не совсем волшебная история. Действительно, если мы посмотрим на хорошую литературу, как вообще на хорошее искусство, то можем сказать, что творец – это всегда пиит, человек, который прорицает от имени Божьего или же предвосхищает какую-то идею. Может быть, не всегда нарочно или умышленно – таких примеров много и в литературе, и в изобразительном искусстве, когда автор делает хорошо то, что выстрадал, описывает то, что касается его сердца, пишет как бы для себя.

Проходит время, и многие начинают видеть в тексте, который он написал, или произведении, которое было создано художником, – нечто большее. Хорошее стихотворение (как произведение) – это ведь не только правильно подобранная рифма и ритм, а возможность для читателя самостоятельно подумать над этими образами и самому составить в своей голове некую целостную картину. В философской притче-сказке «Маленький принц» мы видим примерно то же самое – человек на основе своего внутреннего мира, своего мироощущения, миропонимания, в том числе религиозного чувства, какого-то жизненного опыта находит в своем произведении нечто, что откликается в его сердце.

– То есть эта архитектоника образов, на Ваш взгляд, надуманная?

– Она присутствует, но каждый способен интерпретировать ту или иную информацию исходя из своего культурного и религиозного образа. Если мы посмотрим на автора и его биографию, его жизнь, примем во внимание те события, через которые он прошел на своем жизненном пути, представителем какой культуры он является, то это человек христианского мировоззрения, независимо от его религиозной практики, есть она или нет, вся его жизнь пронизана христианскими образами, в которых он воспитан. Потому некие действительно яркие и толковые христианские мысли в этой сказке есть, и они на виду. Более того, если мы отбросим некие христианские идеи этого произведения, в нем останется только короткая детская сказка.

– Можно рассмотреть основные образы – это пустыня, вода, роза… Да и сам Маленький принц – кто он?

– Вероятнее всего Маленький принц – это сам автор. С точки зрения религиозного взгляда все зависит от интерпретатора. На мой взгляд, Маленький принц – это образ утраченного человеком своего состояния, то есть это разговор взрослого с неким идеалом, предложенным Богом. Это разговор с тем, кто действительно смотрит на мир глазами ребенка, по слову Господа: «Будьте как дети». Это человек чистый, но храбрый. Ведь нигде не говорится, что Маленький принц – ребенок. Он предстает в некоем виде «малыша».

– С философской точки зрения представляется, что это притча о поисках истинных смыслов, любви, истинных ценностей. А с религиозной, христианской точки зрения – о чем?

– Все о том же. Поиск любви – это суть человеческой жизни. Бог есть любовь, и наша реальность пронизана присутствием Бога, с Которым мы должны в течение своей жизни познакомиться и подружиться. В этой книге мы видим различные пути для решения этой задачи, многие из них приводят в тупик, что мы видим на различных планетах, которые посетил Маленький принц. К сожалению, как помним из рассказа географа, таковых очень много на этой большой планете – Земле. Путем правильным, который мы можем еще увидеть в этой книжке с точки зрения религиозной, является опыт, как он себя проявляет на земле в беседе с другими – не только с друзьями, но и просто со встречными, встретившимися.

В диалоге с продавцом таблеток тот говорит, что, по его подсчетам, можно использовать пилюли, не тратить время на поиск воды, добычу этой воды, употребление ее – можно сэкономить 53 минуты в неделю. Каков замечательный ответ: «Я могу потратить эти 53 минуты на то, чтобы пойти к роднику и напиться чистой воды». Действительно, мы отвлекаемся от важных вещей, достижение которых связано с самим процессом этого достижения. То есть мы смотрим на конечный результат и пытаемся добиться конечного результата. Но очень часто значение имеет не сам результат, а тот опыт, с помощью которого мы чего-то добились, те средства, которые мы приложили, тот путь, который мы прошли. Если мы от этого отказываемся, то не видим очень важных вещей вокруг себя, которые нам могли бы быть не только полезны, но и приятны.

Мы не можем 46 раз за вечер посмотреть на заходящее солнце, как Маленький принц, потому что на нашей планете это невозможно, но мы и один раз не всегда можем уделить этому время, обратить внимание на что-то прекрасное, что может вдохновить и сделать жизнь лучше; как следствие, себя самого сделать лучше. Здесь, мне кажется, христианские образы настолько гармонично вписаны, что они не вычурны, а естественны. Потому в них на первый взгляд мы не можем увидеть некого нарочито христианского, но сама культура, независимо от нашего отношения к этому, пронизана христианским духом, потому в этом произведении мы видим присутствие Христа.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать