О земном и о небесном. Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом

4 августа 2020 г.

– Выпуск, которого не было давно, – самые разные жизненные вопросы.

– Как экзамен для меня.

– Первый вопрос. Кто на первом месте для женщины в семье: муж или дети?

– Конечно, муж. Господь в семье дает чад как зримое продолжение любви мужа и жены. В этом смысле единство послушания жены мужу и любви мужа к жене является самым лучшим воспитательным моментом для ребенка. В наших семьях очень часто слышишь такое (я знаю это из бесед с мамочками или отцами): «Ради нашего ребенка...» Мне представляется, важнее говорить: «Ради друг друга, ради нашей любви друг к другу». Многие сейчас могут сказать: «Ну а если все чувства прошли? Если произошло что-то такое, что невозможно простить?» Надо вернуться к самому началу и не оглядываться на то, что ранило. Нужно обязательно идти дальше. Самыми главными в семье остаются, конечно, папа и мама.

– Следующий вопрос касается воспитания. Как правильно преподносить ребенку информацию из древнегреческой мифологии о многочисленных богах? У некоторых деток начинается путаница с православными понятиями.

– Действительно, такое бывает. Для того они и сказки. В сказке нужно находить хорошие, добрые мотивы. Но не такие мотивы, что доброе всегда побеждает злое, а все плохое уходит. Нет-нет, нужно находить некоторые, если хотите, педагогические образы, на которые можно обратить внимание. Миф и есть миф. Собственно, нужно говорить, что в образе героев этих мифов изображаются как доблести, так и человеческие пороки. Объяснять, что люди могут быть разными. «Посмотри, доченька, вот на этот образ». Или: «Сынок, посмотри на этот образ».

– Далее вопрос: зачем отпевать человека? И что будет, если этого не делать?

– Чтобы утешиться. Само по себе погребение – это не проводы из временной жизни в жизнь вечную, что нужно обязательно, непременно сделать. Знаете, это можно сравнить с хорошей школой расставания на время с умершим человеком. Само по себе погребение сложено таким образом, что текст обращен не только к почившему, а к тем, кто находится рядом. Я стою рядом и смотрю, как заканчивается жизнь; пусть это научит меня жить достойно. Потому что придет и мое время, и когда это время придет, пусть я буду готов к этому времени. Ведь нам не просто больно, жалко и горько расставаться. Еще больно, жалко и горько не успеть стать человеком. Чин погребения близкого и родного человека – это не только молитва о том, что я расстаюсь с дорогим для меня человеком, это еще и школа для меня, которая учит меня сейчас продолжить нашу дружбу, наши добрые, открытые отношения, но теперь уже посредством моих добрых дел.

– Можно ли отмолить чужие грехи?

– Если любить. Отмолить чужие грехи – то же самое, что поднять раненого и понести его на себе. Это тяжело, и всегда большой риск самому попасть, что называется, под вражеский обстрел. Это занимает очень много сил, времени и замедляет твои собственные шаги. Но если ты маленькими шагами несешь на себе раненого человека изо всех сил, со всей любовью, со всей надеждой, то у тебя есть не просто шанс спасти ему жизнь, но есть шанс остаться настоящим другом, настоящим человеком.

То же самое – молиться за другого человека. Иначе как через подобного рода переживания иной раз ты и не можешь себя чувствовать человеком, который сделал все, что мог. Хлопнуть дверью – это не значит решить проблему. Взять на себя подвиг молиться за человека, с которым произошел разрыв отношений, ссора, несправедливость, какая-то ложь, горечь, – то же самое, что взять на себя раненого. Может быть, человек никогда и не узнает о том, кто его спаситель, но зато ты сам будешь знать, что сделал все, что мог, ради этого человека.

– Сложный вопрос. Крещеные атеисты равны некрещеным?

– Я слышал такие вопросы. Некоторые думают, что факт крещения сам по себе уже что-то значит. Он значит лишь что-то только в созвучии осознанного выбора, в созвучии того, что ты поступаешь как христианин. А если твои поступки не христианские, тогда и твое крещение под большим вопросом, но не по факту совершенного крещения, а потому, что когда ты придешь на суд Божий, для тебя будет большим осуждением то, что ты не делал как христианин.

– Следующий вопрос я часто слышу, и он вызывает дискуссии, иногда очень бурные. Как канонизировали княгиню Ольгу, если в исторических документах есть описания очень жестокой расправы ее с врагами, многочисленных убийств? И она – не единичный пример.

– Да, мы можем и других вспомнить: допустим, князя Владимира. Суть в изменениях, которые произошли в человеке посредством его веры. Изменения, которые произошли в человеке от покаяния и вылились в иной образ жизни. Да, в ее жизни, как и в жизни многих других князей и людей (можно вспомнить Марию Египетскую), были разные страницы. Но то последнее, что было открыто перед небом, оказалось светлым.

Некоторые могут подумать, что можно в последний момент вскочить на последнюю ступеньку уходящего вагона; мол, мы все еще успеем. В Евангелии есть такие слова: «В чем застану, в том и буду судить». Застану не за фактом какого-либо дела, а настроя твоего сердца: какое твое сердце? Если оно покрыто ненавистью, злобой, ржавчиной, злопамятством, значит, скрипеть этому сердцу в вечности, как старой трубе. А если сердце, наоборот, наполнено свободой, в которой есть прощение, сострадание, покаяние и просьба о прощении, тогда ему петь свирелью в раю. «В чем застану, в том и сужу». С этим и связан вопрос канонизации. Последние годы жизни княгини Ольги, ее вера и ее поступки об этом говорили.

– Современный вопрос: грех ли идти в испытатели вакцины (например, от коронавируса)?

– Если за деньги, то грех. Если из-за сострадания и готовности идти на жертвы, то нет. Если для собственной славы – грех. А если для того, чтобы не болели твои дети, – не грех. Если для того, чтобы о тебе все-все узнали, – этого не нужно делать. А если для того, чтобы все-все знали, что можно преодолеть эту болезнь, то это добрый поступок.

– Нужны ли Богу пышные и богатые храмы?

– Очень часто сталкиваешься с таким вопросом. Мы очень часто смотрим на Бога через призму своего собственного мироощущения, и это всегда разный взгляд. Для одного человека, который принял для себя решение жить уединенной жизнью, счастьем является одинокая жизнь если не в дремучем лесу, то в труднодоступном месте. Человек живет там и спасается; есть такие примеры. А для другого человека немыслима жизнь без большой семьи, большого количества детей, большого дома, где все вместе могли бы собираться. И для одного, и для другого его жизнь счастливая. Что из этого Богу угодно? И одно, и другое.

Да, есть древние монастыри, где храмы очень аскетичные, где не найдешь какого-то большого убранства, богатой утвари, потому что там совершают молитвы люди, которые уже сделали определенный выбор в жизни. А есть храмы, как наши большие соборы, куда приходят люди и, глядя на внутреннее достоинство, изящество храма, вдохновляются и удивляются (как некогда послы в Софийском Соборе) красотой видимого мира, который прообразует собой мир невидимый.

Недавно я стал свидетелем такой истории. Мама зашла с достаточно взрослым ребенком в храм. Не знаю, о чем они говорили до этого, но, судя по вопросу, разговор был о вере. И последний важный аргумент мамы был таким: «Посмотри, как тебе? Ведь это красиво!» Сын зачарованно посмотрел вокруг себя на роспись, убранство храма, в котором как раз шло богослужение, наполненное каким-то таинственным смыслом, и сказал: «Да, это красиво!»

Вот для этого, в общем-то, и происходит то, что происходит. Кафедральные соборы, городские храмы бывают таковыми, а монастырские храмы – совершенно другими. И Богу угодно и одно, и другое.

– Личный вопрос. Какие книги, прочитанные в последнее время, произвели на Вас сильное впечатление?

– О двух книгах я хотел бы сказать. Одну из них я продолжаю читать: потрясающие лекции Дмитрия Быкова о писателях Серебряного века. Это очень интересно, и для меня просто открытие: исторические факты, очень хороший анализ происходящего. Вторая книга (которую по эмоциональному впечатлению я поставил бы на первое место) – Клаус Кеннет, «Два миллиона километров до любви. Одиссея грешника». Откровенно, очень честно, с болью, надеждой и любовью рассказывается о том, как человек искал Бога и какой долгий путь он прошел, пока не пришел к Тому, о Котором сказал: «Ты мой Бог».

– Владыка, Ваше заключительное слово...

– Дорогие друзья, братья и сестры! Мы очень разные. Иногда нам кажется, что из всех нас, разных, Бог выбирает каких-то особых. Всех Он нас избрал, потому что для Него каждый из нас – бесценное сокровище. Очень хочу надеяться, что мы никогда не обесценимся; прежде всего через то, что и в других будем ценить то, что в них есть. Будем друг другу помогать становиться лучше. А самое главное – будем всегда оставаться вместе; разными, но одинаково любимыми небом. Да хранит всех вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать