***
1. Проповеди очень чтимого и любимого московского батюшки – святого праведного Алексия Московского - просты, искренни. А главное их достоинство то, что они несут практическое указание — как быть и что делать. Всем известны такие слова батюшки, которые он говорил своим прихожанам: «…Со слезами прошу и молю вас — будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то свою семью, которую подарил вам Бог. Будьте теплом и светом для окружающих. Старайтесь сперва согревать свою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже будет узок круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться…»
2. Сам отец Алексий, и вся его жизнь, были живым выразителем этой простой мудрости. По воспоминаниям епископа Арсения (Жадановского), «батюшка принадлежит к тем русским праведникам, ряд которых начинается от преподобного Серафима Саровского, идет через Оптину пустынь и доходит до наших дней. Это тип старцев, озаренных тихим светом смиренного жаления и любви ко всем страждущим. Такие именно праведники, по словам владыки Арсения, нужны людям усталым, измученным горечью жизни, боящимся какого-либо неосторожного прикосновения к их ранам. Им нужны именно смиренно жалеющие Серафимы, каковыми были старец Амвросий и все оптинские духовники, разливавшие вокруг себя любовь и ласку. Таковым же являлся для нас и отец Алексей: та же милующая любовь, та же ласка во взоре и радостная улыбка на устах, та же сердечная приветливость».
3. Став настоятелем церкви святителя Николая в Кленниках, отец Алексий ввел ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Кроме того, ежедневно батюшка служил панихиду, прочитывая все поданные поминания. Но несмотря на такое его усердие, в храме долгое время было пусто. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, - рассказывал впоследствии батюшка. - Один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь - пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь»». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. Он всецело предал себя воле Божией и твердо решил терпеливо трудиться на том месте, какое указал ему Промысел Божий.
4. В основу своего дела он положил молитву и духовное бодрствование, возлагая успех всецело на благословение Божие. Одновременно со служением в храме батюшка вел работу в Обществе народного чтения, посещал тюрьмы. А в воскресные и праздничные дни он обращался к прихожанам с проповедью. Обычно темы для проповедей он брал из евангельских и апостольских чтений или из жития дневного святого. Проповедуя, отец Алексий не старался поразить слушателей красноречием. Но все, что он говорил, шло от сердца и трогало людей искренностью и простотой. В своих проповедях о. Алексий старался напоминать о любви Божией, близости Бога к каждому, о милосердии Божием ко всем падшим, слабым, грешным.
5. В настоящее время мы можем также услышать эти проповеди своим сердцем, читаю их на страницах этой книги. Сказанные в 30-х годах прошлого века, они и сегодня актуальны, и помогут читателям получить ответы на многие вопросы духовной и земной жизни. Кроме того, батюшка устраивал беседы с духовными своими детьми, в которых раскрывал волнующие тогда многих вопросы. Беседы эти излагались простым, общепонятным языком, в теплой атмосфере семейного уюта, и изложение указанных вопросов было преподано не в форме отвлеченных поучений, а в форме рассказов из действительной жизни, личного опыта Батюшки.
6. Так, например, и эту книгу открывают беседы на избранные места из творений прп. Иоанна Лествичника. Как отмечает отец Алексий в своей первой беседе, чтение книги «Лествица» у многих вызывает сомнения и страх. «Кто же может подняться на эту Лествицу?» – такие мысли, как считал батюшка, могли возникнуть у его духовных детей. Но, как напоминает праведный Алексий евангельские слова: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. Вступать на путь духовной жизниможно только уповая на эти слова, а не на свои силы. От нас Господь требует усилий в меру наших человеческих сил, в меру нашего человеческого разумения – остальное дает нам Божественная благодать, Божия помощь.
7. Вот почему, приступая к чтению «Лествицы» св. Иоанна, - говорит пастырь, - да не дерзаем ставить себе задачей подняться на недосягаемую его высоту. Задача подвизающегося – работать для Господа всю жизнь. А каковы будут плоды – это от благодати Божией». И далее батюшка говорит о первых ступенях духовной «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. Далее в этой книге следуют беседы из цикла «О преподобном Серафиме Саровском». Как отмечает отец Алексий, читая житие преподобного старца, мы чувствуем, что его жизнь была преисполнена действенное благодатной силой. И то же самое, по мнению батюшки можно пережить при чтении поучений святого, к которым он и обращается в ходе своих бесед.
8. А цикл следующих бесед был посвящен разбору дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как отмечает батюшка, во всех чтениях, им проводимых, «руководит одна мысль - утвердить верующих в том, что духовная жизнь не есть нечто доступное в каких-либо определенных условиях и каким-либо определенным, избранным людям. Духовная жизнь есть обязательный жизненный путь каждого христианина». «И в этом смысле творения отца Иоанна Кронштадтского для нас являются особенно важными, потому что говорят о той духовной жизни, которая протекала в условиях совершенно одинаковых с нашей теперешней мирской жизнью».
***
В «Деянии Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации протоиерея Алексия Мечева» в частности говорится: «Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13:1-23). К лику таких пастырей принадлежит … и протоиерей Алексий Мечев – «старец в миру», как его называли современники. Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, отец Алексий жизнью и служением воплотил идеал молитвенника, доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу...» Свидетельством такой заботы о страждущих душах людей являются и эти проповеди.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!