Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В дни Великого поста мне очень хотелось попасть в какой-нибудь монастырь. Долго не получалось, срывались переговоры, и наконец Господь нас привел в Смоленскую Зосимову пустынь на границе Московской и Владимирской областей. После суетной Москвы мы въехали в совершенно другое пространство и время.
Смоленская Зосимова пустынь Александровской епархии – место уединенное. Про этот монастырь, возрождающийся с 1992 года, многие скажут, что он настоящий – затерянный в лесах и во времени. Еще совсем недавно, чтобы попасть в него, надо было преодолеть кордоны: монастырь находился в близком соседстве с воинской частью, но теперь она покинула эти святые места, которые еще в конце XVII века избрал для уединения и молитвы старец Зосима. К нему потянулись люди, и место его упокоения не осталось без молитв и народного почитания. Даже по кончине старца помощь, поддержка и утешение приходят по молитвам к нему. Десятины этой земли по доброй воле последующих владельцев и не без чудесных явлений были отданы под устройство монастыря. Уже в конце XIX века обитель по расположению и духу называли Северной Оптиной. Нам удалось встретиться с настоятелем Смоленской Зосимовой пустыни, игуменом Серафимом. Вот небольшой отрывок нашего разговора.
Игумен Серафим (Семилетов), настоятель Смоленской Зосимовой пустыни:
– В монастырь нужно приходить осознанно, зная зачем. Многие приезжают из-за каких-то жизненных проблем, монастырь старается им помочь и во многом, наверное, помогает, но такие люди имеют цель находиться здесь небольшой промежуток времени. Чтобы жить в монастыре постоянно, нужно сознавать, для чего ты сюда пришел. А приходят по любви к Богу, для служения Ему. Вместе с этим, конечно, необходимо послушание, осознанное подчинение воле священноначалия монастыря, которое не ломает волю послушника, а он слушается добровольно, с желанием. Тогда жизнь в монастыре будет протекать как в семье, где все чувствуют себя братьями (или сестрами – в женских обителях). Это, наверное, самое главное – понимание цели прихода в монастырь как изменения своего внутреннего человека.
– Вы строгий настоятель?
– Нет, не думаю. Вы знаете, у нас был преподобный Герман, его братия побаивалась. Мощи его находятся в нашем храме. Во-первых, он был строг к самому себе, а уже потом – к окружающим. Это, наверное, свойство характера. Я не могу назвать себя таким, я более мягкий. Думаю, если человек начинает мне как настоятелю сопротивляться, то в некоторых вопросах лучше уступить, не надо заставлять делать то, что он не хочет, потому что, знаете, есть такая пословица: невольник не богомольник. Преподобный Пахомий Великий говорил, что любое доброе дело должно быть не вынужденным, а добровольным, тогда оно имеет бо́льшую цену.
История монастыря интересна, собрана в музее: многочисленные мемориальные вещи, раритеты, фолианты. Можно узнать, как сюда пришел преподобный Зосима, кто жертвовал на монастырь. Есть очень интересный экспонат – известное полотно Павла Дмитриевича Корина «Русь уходящая», на котором изображены многочисленные насельники пустыни. Когда-то паломничество в нее было значительным. Сейчас – безлюдность, тишина, хотя расположена она совсем недалеко от Москвы. Ну а мы отправляемся в трапезную, нас там ждет келарь отец Паисий, он уже двенадцать лет подвизается в обители, и сегодня мы готовим одно из блюд традиционного монастырского обеда.
– Что обычно Великим постом едите?
Монах Паисий (Отводчиков), келарь монастыря:
– Естественно, вся пища постная, в основном овощи. Сегодня будут ленивые голубцы: рис с тушеной капустой. Сначала режем капусту.
– Капуста своя?
– К сожалению, у нас сейчас нет огорода: земля вокруг выкуплена.
– А как Вы попали сюда, в пустынь?
– Абсолютно случайно. Моей целью был монастырь по соседству, куда меня не приняли по неизвестным причинам. Мне рассказали про Зосимову пустынь. Первый человек, которого я встретил здесь, был отец игумен Серафим, который произвел на меня впечатление духовного человека. Он благословил мне здесь остаться, но я заболел и смог приехать только через неделю, как тогда думал, на время, а в итоге остался на двенадцать лет.
Появление у нас этого комбайна можно назвать чудом. Старый был сломан, мы дали объявление на сайте монастыря, описали нашу проблему и просили людей помочь. Буквально через несколько дней нам позвонила одна матушка, раба Божия Ирина, из Краснодара. О нашей пустыни до того дня она вообще ничего не знала. А узнала очень просто: увидела сон, в котором ей приснился старец, сказал, что его зовут Алексей Зосимовский, и побеседовал с ней. Она проснулась, нашла номер телефона нашей пустыни, позвонила и сказала, что хочет нам помочь. На ее средства и был приобретен этот хороший французский промышленный комбайн, он работает уже третий или четвертый год, и с ним ничего не делается.
Сейчас начинаем тушить капусту вместе с морковкой, после ставим рис.
– Тут вода уже стоит?
– Да, уже вскипела – засыпаем рис.
– Сколько трапез в день в вашем строгом монастыре?
– Две. Первая – утром в одиннадцать часов, вторая – по окончании богослужения, или в шесть вечера, или в половине девятого, в зависимости от вечернего богослужения.
– Можете охарактеризовать этот монастырь? Какой он?
– Тихий, спокойный, здесь очень мало людей, и это является безусловным плюсом. За братию городских монастырей иногда переживаешь и сочувствуешь ей, потому что там какой-то хаос творится: повсюду люди, все что-то хотят от тебя. Здесь летом только есть приход: москвичи приезжают, дачники, еще кто-то. Зимой, сами видите, – никого. Это благословение для нас. Тихо, спокойно, никто не мешает – более-менее монашеский образ жизни.
Добавляем немного томатной пасты, буквально две столовые ложки, заливаем чуть-чуть водой, чтобы покрывала капусту, и перемешиваем.
– А соль?
– Соли добавляем минимум, потому что она не очень полезна, и настоятель благословил соль ставить на столы, кому надо – сам посолит. Рис подошел, сейчас мы его промоем с помощью дуршлага, отправим к капусте и будем ждать полной готовности. В итоге должно получиться стандартное для монастыря блюдо, сытное, что во время поста самое главное. Вот такие у нас ленивые голубцы.
– Как у вас тут пост в уединении проходит?
– В первую неделю мы никого не принимаем, чтобы не мешали братии, а в Страстную неделю люди уже подъезжают, чтобы встретить Пасху. В этом году в связи с пандемией мы никого не принимали, но сейчас, во время Великого поста, ворота монастыря откроются для паломников.
– И для прихожан…
– Прихожане были во время пандемии, но соблюдали правило: присутствовать в маске, кто может – в перчатках. Слава Богу, нас миновала вся эта эпидемия, из братии никто не заболел, из прихожан – буквально один-два человека, оказались ответственными людьми: просидели дома. Господь нас уберег, может быть, потому, что у нас много кто в возрасте с хроническими заболеваниями. Сейчас все прививаются. Надеемся, что нас эта болячка обойдет стороной.
Ведущая программы Юлия Стихарева
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!