В.Р. Легойда: «Патриарх – последователь Христа, посмотрите, как он живёт и что он делает!»

27 ноября 2013 г.

Председатель синодального информационного отдела РПЦ Владимир Романович Легойда в гостях у «СОЮЗА».

27 ноября на телеканале «СОЮЗ» побывал председатель синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Романович Легойда и в рамках передачи «Есть что сказать» в прямом эфире ответил Светлане Ладиной на наиболее актуальные вопросы, волнующие наших телезрителей.

- Владимир Романович, здравствуйте!

- Здравствуйте! И да здравствуют информационные технологии, которые позволяют нам общаться!

- Присоединяюсь и позволю себе начать с несколько провокационного вопроса… Владимир Романович! Вас в ряде СМИ уже привычно называют Вас министром информации РПЦ. А Вы сами ощущаете себя министром, и вообще, каково это – отвечать за информационную политику Церкви?

- Я не оперирую понятием «ощущение», я воспринимаю то призвание, которое я пытаюсь трактовать, как служение Церкви. Что касается ответственности, Вы знаете, как мне кажется, любой христианин, человек, пытающийся жить по-христиански, несёт очень высокую ответственность, потому что ты сразу становишься человеком, о котором могут сказать: «Ну, вот! Он – последователь Христа, посмотрите, как он живёт и что он делает!».

В этом смысле, никакой информационной политики Церкви, если сравнивать с информационными политиками каких-то корпораций, государств и так далее, нет. Есть служение церковное, которое должно отображаться, в том числе, и в медийном пространстве. Здесь высока ответственность каждого человека, но и, естественно, нас – профильного отдела – в том числе.

- Владимир Романович! Вот мы, христиане, во всём ищем золотую середину. Как поступить, например? И очень трудно бывает её найти. Точно так же трудно её найти, рассказывая о Церкви, если ты работаешь в средствах массовой информации, пусть и церковных. Ты никогда не знаешь, кто тебя сейчас смотрит. Я говорю касательно телеканала. Это может быть доктор богословия, это может быть старенькая бабушка, которая всю жизнь провела в церкви, это могут быть люди, которые ещё стоят на Её пороге…То есть, самые разные люди, у них самый разный уровень воцерковленности…И, вот, речь такая очень усреднённая (нечто среднее арифметическое) может потерять и соль, и смысл…Что делать?

- Ну, Вы знаете, я думаю, что проблема языка, безусловно, важна, и она стоит остро – проблема верного языка для аудитории. Но с другой стороны, если говорить о телевизионном формате, то телевидение – это обмен неким эмоциональным посылом, точнее, даже не обмен, а сам посыл. Поэтому, мне кажется, что, не зная особо деталей о своей аудитории, Вы можете долго гадать о языке и не попасть, всё равно. А вот чего не должно быть – это какой бы то ни было неискренности. Поэтому, я думаю: самое главное – это искренность и некая мотивировка, убеждённость. И это покроет все возможные шероховатости.

Хотя, конечно, нельзя отрицать, что медийная направленность на аудиторию – это очень важная вещь. Если Вы понимаете, что Вас смотрят, грубо говоря, сомневающиеся старшеклассники, то, конечно, Вы должны думать, о чём с ними говорить. Но это больше вопрос темы и подачи, и не всегда этот язык выражается только в подборе слов.

- Вопрос из той же серии. Телевидение – это всё-таки движущаяся картинка, динамично меняющаяся раз в 5 секунд. Кадры должны сменяться – нас к этому приучили; хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный. А православие в своих богослужениях, молитвах, таких неспешных, вдумчивых беседах довольно статично. Опять-таки дилемма золотой середины!

- Мы же говорим не том, что православный телеканал существует для того, чтобы 24 часа в сутки транслировать богослужения. Всё-таки богослужение, с одной стороны, может проходить в любом месте, а с другой стороны, архитектура храмов, их убранство – всё это создано с определённой целью: для того, чтобы человек молился всеми своими чувствами, и разумом, и душою, и зрением, и слухом, и даже обонянием. Поэтому, когда мы говорим о богослужении в телетрансляции, мы понимаем, что это либо новостная часть, либо это помощь тем, кто не в состоянии прийти в храм. Но православный телеканал существует не для того, чтобы транслировать богослужения.

  • Это разговор в этом медийном поле о какой-то актуальной проблематике;
  • О том, как Церковь смотрит на то, с чем связана наша сегодняшняя жизнь.

Вообще, Вы знаете, мне кажется, самое главное сегодня, если мы говорим про православные СМИ, да и шире – про проповеди церковные (и храмовую, и не храмовую, которая не менее важна сегодня, так как далеко не все приходят в храм) – здесь важно понимать, что когда мы говорим о Христе, о Евангелие, о Церкви, о вере, надо, чтобы человек – тот самый зритель – понимал, а как всё ЭТО связано с его жизнью, как всё ЭТО относится к тому, что ему нужно ходить на работу, на учёбу, воспитывал детей или слушаться родителей. Вот, как христианство связано с его повседневной жизнью? Не только с нашей великой историей, не только с нашими величайшими или грустными историческими событиями, а как оно связано с повседневной жизнью человека: с его выбором: нравственным, общественным, может быть, даже общественно-политическим. Вот это то, что должно транслироваться в наших СМИ.

- Всё это верно, но я говорила об общем настрое православного зрителя, который всё-таки хочет какого-то неспешного разговора, а не мелькания. А когда такое мелькание отсутствует, вроде бы тоже что-то не то.

- Вы знаете, а я не вижу здесь большой проблемы. Есть, скажем, такая позиция, что успешный медиапроект (не тот, что связан с современной музыкой или чем-то подобным), одним из возможных типов медиа – телевидение, радио – это темп, который чуть ниже, чем жизненный темп, чтобы зритель или слушатель находил себе отдых от той повседневной беготни, в которую он включён на бытовом уровне. Поэтому я даже с точки зрения сугубо профессиональной не вижу здесь проблемы, если наш темп кажется чуть замедленным. Другое дело, что есть какие-то профессиональные каноны, но они ведь быстро меняются…Мы живём, с профессиональной точки зрения, с общекультурной точки зрения, в эпоху ненормативного развития культуры (я сейчас не про нравственные вещи, а, в большей степени, эстетические и профессионально-эстетические моменты), когда нет каких-то правил, которые должны жёстко-жёстко соблюдаться. Когда это касается этики, это плохо и недопустимо, когда же это касается выбора ну того же темпа картинки, это нам на руку. Мы вполне можем создавать профессиональный продукт, который по темпоритму будет медленнее, чем жизнь, и это будет благоприятно для зрителя.

- Владимир Романович! Хочу, пользуясь случаем, сказать…

- Да, кстати, это не значит, что зритель должен умирать от скуки, глядя на картинку!

- Да, конечно. Не так, что свечи-купола, купола и свечи! Владимир Романович, пользуясь случаем, хочу сказать Вам искреннее спасибо за журнал «Фома», который я очень-очень люблю! И есть у Вас ощущение, что сейчас православных СМИ стало не просто много, а очень много (хотя некоторые исчезли, очень жалко мне «Нескучный Сад», например, тот, что ушёл), и конкуренция между православными СМИ – это проблема сегодня?

- Нет. К сожалению, я не чувствую какой-то конкуренции православных СМИ. Есть некоторое оживление в православном интернете, есть несколько проектов весьма успешных (если успех мерить величиной аудитории)…

- Некорректно будет попросить Вас назвать их?

- Я думаю, они общеизвестны. Это сайты с высокой посещаемостью, неофициальные, естественно, потому что, понятно, что официальные сайты ограничены по аудитории… Знаете, я сказал бы, что к сожалению конкуренции нет…Тот же «Нескучный Сад», слава Богу, всё-таки не исчез полностью, он полностью перешёл в интернет-формат, что тоже, как сейчас принято говорить, в тренде и тенденция. Хотя могу сказать как редактор «Фомы», что нам стало сложнее, потому что мы всегда остро чувствовали хорошую такую, положительную, замечательную конкуренцию с «Нескучным Садом», и нас это всегда стимулировало к более внимательному отношению к своей работе. Сейчас чуть-чуть расслабились.

- Владимир Романович! Теперь, если говорить о взаимоотношениях Церкви и светских СМИ… Порой безответственности журналистов просто поражаешься, даже не профессионально, а чисто человечески. Можно оболгать человека, можно навесить на него ярлыки, не обладая вообще никакой информацией, только строя догадки, но, тем не менее, испортить ему жизнь всерьёз и надолго. Что с этим делать? Ведь Церковь, мне кажется, очень старается наладить добрые рабочие конструктивные взаимоотношения со светскими массмедиа… Но, всё равно, в какие-то моменты, простите меня, как с цепи срываются…Вы ощущаете это на себе в первую очередь, Вы там, как раз, на границе…

- Очень важную Вы подняли проблему. Я бы здесь выделил всё-таки два момента:

  • Первый момент: у тех структур, которые отвечают за взаимодействие со СМИ в Церкви, на уровне епархий, общецерковные, как наша структура, должны иметь очень хорошие отношения с профессиональным сообществом. Они должны быть профессионально отлажены, и человечески. Я, собственно, выступая на всяких семинарах, с лекциями перед людьми, занимающимися информационной деятельностью в Церкви, всегда говорю, что первое, что Вы должны сделать,- это наладить рабочие отношения с представителями средств массовой информации. Зачастую это НЕ сделано или сделано неправильно, и в этом основная проблема.
  • Если говорить об информационном пространстве (я бы даже говорил не о конкретных СМИ, а об информационной пространстве современном, медийном, куда входят социальные сети, блоги и прочее) – оно весьма специфично. Оно легко подвержено влиянию: кто-то написал в Твиттере какую-нибудь глупость о священноначалии, и все это начинают обсуждать…И вправду, опровергать глупости и откровенную неправду даже как-то странно, потмоу что совершенно очевидно, что это ложь. Тут важно знать эту специфику и дальше действовать нужно (очень сложно давать универсальные советы) в зависимости от конкретной ситуации, последовательно. У нас ведь недаром принимается много документов – они возникают не на пустом месте. Архиерейский Собор 2011 года принял документ, в котором говорится о действиях, в том числе, и если возникает клевета и богохульство в светских средствах массовой информации. Там пошагово прописано, что нужно делать. И это, поверьте, не формальная бумага, а это документ, который вызван к жизни практикой и очень полезен именно практически. Поэтому я бы просто советовал внимательно и добросовестно изучать те документы, которые принимаются на Архиерейских Соборах.

 

- Ну да, как правила дорожного движения «написаны кровью», так и эти документы – это плод каких-то испытаний, пройденных Церковью… Владимир Романович! Что бы Вы хотели сказать зрителям телеканала «СОЮЗ»?

- Я очень рад, что у телеканала «СОЮЗ» много зрителей и широчайшая география Вашего вещания. Я получаю много отзывов о том, что люди смотрят, что людям это помогает… Поэтому я хотел бы и зрителям, и команде вашей неформально пожелать творческих успехов. Я понимаю, какой это тяжёлый труд! Я понимаю, какие это так называемые «расстрельные должности», труд которых всегда можно критиковать. Не обращайте большого внимания на злую критику и слушайте конструктивную. Живите тем, чем живёт Ваш зритель! Ну, а вы, зрители, помните, как непросто делать ту картинку, которую вы видите!

 

- Владимир Романович! Огромное спасибо! От всей команды приглашаю Вас и от имени зрителей бывать у нас чаще, хотя бы вот так, на видеосвязи. Спасибо, что выбрали для нас время в своем плотном графике. Надеюсь, это будет ещё не раз!

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать