Мы продолжаем рассказ из Государственной Третьяковской галереи с временной выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания».
На выставке представлено более 70 произведений, многие из них ранее ни разу не экспонировались, а какие-то были раскрыты от поздних записей только перед этой выставкой. Некоторые образа приобретены на зарубежных аукционах или у европейских коллекционеров. Большая часть экспонируемых произведений – это житийные иконы святых, при их создании иконописцы ориентировались на различные редакции житийных текстов, где редкие исторические сведения соединялись с апокрифическими преданиями и народными верованиями. А повествование в целом имело, как правило, устойчивую каноническую схему.
Рассказывает куратор выставки, заведующая Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи кандидат искусствоведения Елена Михайловна Саенкова:
– Образ блаженных юродивых Прокопия и Иоанна Устюжских замечателен во всех отношениях – и в художественном плане, и как пример соединения двух биографий святых, которые жили в разные эпохи, но подвизались в одном и том же месте, почитались в одном и том же городе, поэтому их совместное изображение являлось очень важным для духовной жизни этого места. Как мы знаем, у святого Прокопия было еще одно прозвище – Кочергин, потому что для усмирения своей плоти и юродствования он носил с собой несколько железных кочерег, они на среднике иконы изображены около его ног.
Как известно из жития, он был уроженцем города Любек, немецким купцом, который разочаровался в своей жизни, устал от торговых предприятий и решил искать место, где бы он мог совершенствовать и спасать свою душу. И он прибывает в Великий Устюг; произошло это в XIII веке.
Одним из наиболее значительных чудес святого Прокопия Устюжского стало избавление города от страшной напасти, от тучи, которая была наполнена камнями и огнем. Он призывал жителей города активно молиться, рассказывая о том, что их ждет страшное наказание. И во время коллективной молитвы эта туча, которая изображена в среднике иконы, была отнесена от города на несколько десятков километров, и уже за городом просыпались камни и разразилась молния.
Память об этом событии живет уже несколько сотен лет. В дни празднования Прокопия и Иоанна Устюжских совершается крестный ход как раз к тому месту, где когда-то, по преданию, произошел огненный камнепад.
Замечательно, что именно чудо становится предметом изображения в среднике, не просто две фигуры святых на фоне архитектурных кулис или пейзажа, а такое напоминание о чуде, ставшем фактически местночтимым праздником.
Иоанн Устюжский родился в конце XV века, о нем известно достаточно много, потому что он был местным уроженцем, родился недалеко от Великого Устюга. Известно о его родителях, о том, что мать, после кончины супруга, приняла монашество. Благочестивый настрой юного Иоанна был заметен уже в детстве, поскольку он, как повествует житие, стремился больше времени проводить в молитве, нежели в детских играх. И затем подвизался как юродивый, иногда поражая своей выносливостью и терпением даже тех людей, которые привыкли, в силу своего рождения, находиться в суровом климате. Он отвергал любую помощь, любую одежду, всегда оставался фактически нагим, его одеянием была только некая рубашка. Известны чудесные случаи избавления его от бед и от холода, которые во время его молитвы совершались ангелами, посылаемыми Господом. Об этих чудесных событиях жители догадывались, но узнали, по традиции, только после смерти святого.
Рассказывает хранитель музейных предметов Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Анастасия Вячеславовна Лихенко:
– Перед нами икона, на которой представлены святые бессребреники Косма и Дамиан в окружении житийных клейм, сцен из их жития. Косма и Дамиан совместно лечили людей, и при этом, из-за чего они и прозвались бессребрениками, они не брали за свои труды никакой платы ни деньгами, ни продуктами.
Здесь подробно представлен знаменитый эпизод об исцеленной жене Палладии, и особо ставится акцент на истории верблюда, некогда исцеленного святыми, который человеческим голосом уговаривает похоронить братьев вместе. Это отдельное клеймо, его очень интересно внимательно рассмотреть.
Икона датируется второй половиной XVIII века, происходит, судя по всему, из костромских земель, славившихся своими иконописными мастерскими, которые унаследовали искусство мастеров XVI–XVII веков, работавших в Поволжье. Узнать такую барочную живопись можно по очень тонкому, ясному колориту с нежным розовым цветом, нежным голубым и подобными характерными, узнаваемыми оттенками. Но помимо этого в данном случае икона очень любопытно выполнена с точки зрения построения композиции. Дело в том, что все клейма, все действующие лица в каждом из клейм размещены не просто в неких архитектурных кулисах, а в целых масштабных, объемных, проработанных с точки зрения прямой перспективы архитектурных фонах.
Это также любопытная особенность, потому что в XVIII веке, когда широко распространяются уже не просто гравированные образцы, как это было в случае второй половины XVII века, но и вообще в целом светская масляная живопись, естественно, подобные элементы, обычные для человека этого времени, входят и в обиход живописцев, в их художественный язык.
Рассказывает Елена Михайловна Саенкова:
– Наша выставка будет работать практически до середины августа, и мы думаем, что, посетив эту экспозицию, наши зрители смогут открыть много нового, интересного для себя и изучая древнерусскую икону как произведение искусства, и погружаясь в жития святых, и рассматривая образы Богородицы, которые до этого момента не были известны не только широкому зрителю, но и специалистам, и исследуя их чудеса. То есть тот объем информации, который мы попытались собрать, дает очень много возможностей для углубленного изучения русской духовной культуры с XIV до начала XX века.
Мы завершили серию выпусков с временной выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания».
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!