Хранители памяти. Выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания». Часть 6

27 июня 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания», работающей в Государственной Третьяковской галерее. О представленных на экспозиции уникальных произведениях рассказывают куратор выставки, заведующая Отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Елена Михайловна Саенкова и хранитель музейных предметов Отдела древнерусского искусства Анастасия Вячеславовна Лихенко.

Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания», работающей в Государственной Третьяковской галерее.

Рассказывает куратор выставки, заведующая Отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи кандидат искусствоведения Елена Михайловна Саенкова:

– У нас тут везде чудеса, и одно из таких явных чудес – появление на нашей экспозиции образа «Собор архангелов с деяниями архангелов», потому что такая икона впервые вводится в научный оборот. Мы знаем об изображении деяний архангелов (в частности, Архангела Михаила), которые были описаны дьяконом Константинопольской Церкви еще в X веке и были неким литературным источником, но в основном подобные сюжеты изображались в храмах, посвященных Архангелу Михаилу или архангелам.

Есть древний образ Архангела Михаила, который хранится в Архангельском соборе Московского Кремля, но именно «Собор с деяниями» является большой редкостью. Может быть, подобная икона хранится где-то еще – либо в частном собрании, либо в каком-нибудь храме, но исследователям древнерусского искусства, особенно Позднего Средневековья, такой образ попадается впервые, и мы видим в среднике изображения архангелов, а вокруг – эпизоды, которые заимствованы из разных источников. Это и тексты Книги Бытия о явлении Трех Ангелов Аврааму, это и евангельское повествование, которое мы все прекрасно знаем и которое нам рассказывает о том, как ангел сходил и возмущал воду в купели Вифезда (Овчей) и сообщал ей целебную силу. Этот сюжет здесь тоже присутствует.

Редкое изображение, как архангел переносит в ров со львами пророка Аввакума, который готовил брашно себе, и это брашно стало пищей для находящегося в львином рву пророка Даниила. Поэтому иконографическая программа сплеталась виртуозно, очень деликатно и тонко, из разных источников, где так или иначе прославлялись деяния Архангела Михаила или других архангелов и ангельских сил.

Еще одним местным чудом стало собрание в пространстве одного выставочного зала трех икон на сюжет «Достойно есть». Как правило, появление такого образа – это всегда большое событие и для коллекционеров, и для историков искусства, потому что византийская традиция иллюстрирования Богородичных гимнов (прежде всего это акафисты) стала популярна на Руси приблизительно с середины XVI века. Это были большеформатные, крупные иконы, предназначавшиеся, как правило, для храмового пространства. На них, в нескольких клеймах, по частям, мастер пытался изобразить песнопения. Поэтика образа должна была соответствовать поэтике молитвы. И в данном случае мы видим четыре иконы.

Икона «О Тебе радуется» – это все-таки уже укоренившийся в русской иконографии сюжет, который, по мнению отечественных искусствоведов, возможно, был разработан художником Дионисием. А другие произведения, иллюстрирующие текст «Достойно есть», как правило, сохранялись в иконостасах храмов, и такие небольшие иконы являются большой редкостью, есть случаи, когда они являлись средником в складне, их заказывали специально для домашней молитвы, келейной молитвы. Но мы можем проследить некую эволюцию в иконографии от XVI до XIX века, поскольку самые ранние иконы датированы серединой XVI века, а есть иконы XVII и XIX веков. С одной стороны, здесь есть некие эволюционные элементы стиля, а с другой стороны – устойчивая иконографическая схема, когда четыре изображения четко соответствуют четырем строкам песнопения.

Тема чуда, естественно, наиболее полноценно раскрывается в сказаниях о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. У нас на выставке находится Владимирская икона Богородицы, несколько Тихвинских икон Богородицы, уникальный небольшой образок Богоматери Почаевской с чудесами и деяниями; и редкий пример изображения, которое стало популярно в русской традиции с середины XVII века, – это «Живоносный Источник со сказанием». «Живоносный Источник», конечно, упоминался в месяцесловах, но изображения его в русской практике появляются с эпохи Симона Ушакова. Было это обусловлено тем, что события обретения чудотворного источника и устроения храма над ним были связаны с византийскими императорами. И эти деяния византийских императоров воспринимались русскими царями как некий образец для подражания.

При Алексее Михайловиче почитаются образы, ранее неизвестные в русской духовной традиции: иконы Богоматери «Кипрская», «Киккская», «Живоносный Источник». Они, как мы уже отметили, восходили к византийской истории и непосредственно к событиям жизни и деяний византийских императоров.

Мы знаем, что праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы, у нее переходящее празднество, и история нас уводит достаточно далеко, во времена императора Льва, который, еще не будучи византийским императором, а будучи обычным военным, как-то встретил в окрестностях Константинополя слепца, попросившего принести ему воды и объяснившего, где находится источник, который был известен жителям Константинополя.

Будущий император Лев не только напоил этого слепца, но и помазал ему очи водой, после чего слепец прозрел, и тогда было явлено чудо, свидетельствующее о том, что источник особый, благодатный, и к нему стали стекаться люди разных сословий. В сказании повествуется о многочисленных исцелениях представителей царского дома, а также монахов, священников, нищих, больных. И эта тема исцеления продолжается и в клеймах сказания, где подробно подписывается каждое чудо, вплоть до имен тех людей, которые получили исцеление, поскольку фиксация чудес велась достаточно подробно.

Монастырь «Живоносный Источник» (по-турецки он называется Balıklı, а по-гречески –   Zoodochou Pigis) сохранился до наших дней. Он действующий, находится недалеко от исторических стен Феодосии, и с древних времен наши граждане, совершая паломнические поездки, могли его посетить, о чем они, как правило, оставляли рассказы в описаниях своих паломнических «хожений».

Рассказывает хранитель музейных предметов Отдела древнерусского искусства Анастасия Вячеславовна Лихенко:

– Перед нами уникальная икона, аналогов которой, известных как широкому кругу любителей древнерусского искусства, так и специалистам-искусствоведам, не существует. Дело в том, что эта икона была написана мастерами Оружейной палаты, то есть царских московских мастерских, в последней четверти XVII века, когда характерные особенности живописи Оружейной палаты уже были не некоторым новшеством, которое предлагали Симон Ушаков и его ученики в своей живописи, а вполне закрепившимся, обычным явлением, вполне состоявшимся.

Помимо художественных особенностей здесь очень интересна сама композиция, сама иконография. Дело в том, что эта икона уникальна именно по своему сюжету, она основывается на двух довольно знаменитых текстах, которые практически никогда (или вообще никогда) не встречались вместе, сопоставляясь в едином контексте. Речь идет, во-первых, об Огласительном слове Иоанна Златоуста, которое традиционно звучит во время пасхальной заутрени: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. …Вси насладитеся пира веры». Воспроизведение в красках этого текста мы видим в верхней части иконы, где представлен Христос в окружении ангелов, а справа и слева от Него – палаты с пирующими за столами святыми, которые наслаждаются этим самым «пиром веры». Так дословно воспроизводится этот текст.

В нижней части воспроизводится, судя по всему, текст 11-й главы Послания апостола Павла к Евреям. В этом тексте апостол Павел перечисляет очень скрупулезно и подробно всех ветхозаветных праведников от Авраама и Сарры, которые были удостоены Господом высочайшей награды – вечной жизни.

Далее, когда он перечислил такие прецеденты из Ветхого Завета, он переходит к своему времени и перечисляет тех праведников, которым по их заслугам в земной жизни, по их аскезе, по их самым разным страданиям и мучениям опять же воздастся в жизни будущего века. Он приводит очень подробный список, всех их перечисляет, и всех их, буквально с подписанными цитатами, можно наблюдать и тут.

У нас представлен Иоанн Предтеча, который так и подписан – «В пустынях», то есть он олицетворяет тех подвижников, которые скитались в пустынях, утверждались в своей вере таким образом, так испытывалась их вера.

«В вертепах», «В горах» – в данном случае это Илия Пророк, который является отсылкой к ветхозаветной части текста апостола Павла. «В узилищах» – очень интересное изображение, на котором представлены не святые с нимбами, а простые, земные люди, некие праведники, которые, судя по всему, будучи невинно осужденными (возможно, как раз за то, что исповедовали христианство), были заточены и терпели невзгоды.

«В пропастях земных» – тоже очень трогательная сцена, где изображены три молодых человека, в страхе прижимающие руки к лицу, закрывающие себе глаза рукавами.

В целом, рассматривая такую дословную иллюстрацию, с большим количеством надписей, этих двух, казалось бы, очень разных текстов, можно сказать, что получается живописный рассказ, нацеленный абсолютно точно на просвещенную аудиторию, которая сразу могла бы вызвать у себя в памяти эти тексты и проассоциировать их друг с другом в своей молитве перед иконой. Таким образом, речь идет о страданиях и мучениях, за которые христиане будут удостоены высочайшей награды – того самого «пира веры», о чем сказано в знаменитом Пасхальном слове Иоанна Златоуста.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать