Рассказывает куратор выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания», заведующая Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи кандидат искусствоведения Елена Михайловна Саенкова:
– Тема нашей выставки, которая называется «Жизнь и чудо», – это рассказ о житийных иконах, то есть о житиях святых подвижников, преподобных, мучеников, святых отцов, святых жен. И особым разделом нашей выставки стали иконы Пресвятой Богородицы с клеймами сказаний. Совершенно особым, чудесным для нас образом в ходе работы над выставкой в ее состав были включены значимые произведения – «Богоматерь Владимирская со сказанием», три иконы с историей Тихвинской иконы Божией Матери, уникальная, единственная в своем роде икона «Богоматерь Купятицкая со сказанием» и маленький образок Почаевской Божией Матери с чудесами. То есть у нас собрались списки с наиболее почитаемых и любимых на Руси Богородичных икон, и это тоже наша большая удача, которая дает возможность посмотреть, помолиться, вознести свои молитвы перед этими иконами нашим зрителям и, естественно, пополнить наши знания об истории чудотворных икон.
В экспозиции выделяется большая икона XVII века «Богоматерь Владимирская со сказанием». Пространное живописное повествование об истории Владимирской иконы Божией Матери представлено на раме, исполненной в традициях мастерской Оружейной палаты. В центре – небольшой почитаемый список с прославленной святыни.
– Чудесная, замечательная повесть о Богоматери Владимирской. Здесь удивителен выбор сюжетов. Как правило, пытались показать ту самую историю, которой Владимирская икона обрастает в XV веке. Сведение о том, что она была написана евангелистом Лукой, по аналогии с Богоматерью «Одигитрией», появляется достаточно поздно, в XV–XVI веках, потому что в русской культуре (и не только в русской, но и в христианской) есть традиция некоего благочестивого уподобления. Константинопольская «Одигитрия» была написана Лукой, и наша тоже должна быть написана Лукой. И очень часто изображалось первое клеймо с сюжетом, как евангелист пишет Владимирскую икону. Здесь этого нет, здесь представлены события русской истории. На одном клейме мы видим, как уже почитавшиеся святыни привозятся в Киев, далее – Андрей Боголюбский в Вышгороде слушает о чудесах, происходивших от иконы, и принимает правильное решение уйти из Киева, чтобы сохранить свою жизнь, чтобы развивать Северо-Восточную Русь. Мы видим события, чудеса, совершавшиеся во время перехода из Киева во Владимир. Далее тоже уподобление: император Мануил Комнин и Андрей Боголюбский. Они жили примерно в одно время, но даты не очень совпадают, а хотелось, чтобы были некие параллельные процессы: там победили сарацин, а здесь побеждают волжских булгар. И замечательная батальная сцена повествует о том, как при помощи доблести, по молитвам Богородицы, войско волжских булгар было остановлено.
С точки зрения художественной это сложная картина конца XVII века. Потом ее сюжеты станут началом развития батального жанра, также иконописцы были первыми портретистами и пейзажистами. То есть житийная икона замечательна еще и тем, что она дала начало в XVIII веке всем нашим последующим жанрам светского искусства.
А далее – уже нашествие Темира Аксака, собрание русского войска, принесение иконы, молитва; и после явления Богородицы и святых – чудесная, прекрасно изображенная сцена бегства испуганного Темира Аксака, благодарственные молитвы; и завершающее клеймо, на котором Темир Аксак погибает вместе со своим войском. Это мы еще будем изучать и исследовать.
Также на выставке экспонируется единственная известная на сегодняшний день икона «Богоматерь Купятицкая со сказанием», в центре которой – живописная копия ростового изображения Богоматери с Младенцем, находившегося на обороте чудотворного нагрудного креста-энколпиона. По преданию, этот крест был обретен в глубокой древности в лесу, неподалеку от нынешнего города Пинска (это территория Белоруссии), и впоследствии хранился в Купятицком Введенском монастыре.
Елена Михайловна Саенкова:
– Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы с сюжетами чудес, происходивших от них, интересны, во-первых, тем, что это замечательные памятники. А во-вторых, это та же самая концепция изображения текста – повествования о чудесах от иконы. И у нас появляются Владимирская и Купятицкая. До сих пор судьба Купятицкой иконы неизвестна, потому что это крест-энколпион, который в XVII веке взяли в Святую Софию, в Киев, и потом, когда после революции началась национализация имущества, он где-то затерялся. С него было сделано несколько иконописных списков, это была белорусская православная святыня, с которой пытались противостоять унии. Мы знаем белорусского мученика XVII века Афанасия Брестского, которого убили поляки (казалось бы, представители просвещенной Европы) за то, что он исповедовал православие и отказался от принятия унии.
Однако большая часть представленных на выставке произведений – это все-таки житийные иконы.
Елена Михайловна Саенкова:
– В качестве одного из примеров наших экспонатов можно привести образ пророка Илии, написанный во второй четверти XVI века, возможно, вологодскими мастерами. И эта икона показывает творческий подход мастера к изображению жития.
Иногда древнерусские иконописцы очень строго следовали хронологии повествования, а иногда в них побеждал художник, как и в данной иконе. Мы здесь видим, что на правом поле были собраны сюжеты, где пророк Илия низводит огонь сначала для того, чтобы покарать воинов, затем – чтобы попалить жертву, и затем огненный вихрь его возносит на небо. То есть это было явное осмысление, попытка создать очень красивое художественное произведение, которое своей выразительностью также побуждало бы людей к размышлению. Мастер, перекомпоновав эти житийные клейма, представляет свой вариант почитания пророка Илии, выделяя некие его свойства, как это иногда бывало в текстах. И опять мы видим очень красивые сюжеты, которые дополняются двухцветными горками, изображениями деревьев и воды. То есть глубокий смысл жития пророка Илии облечен в очень красивую форму, созерцание которой помогает нашему духовному совершенствованию.
У нас пять житийных икон пророка Илии, и на их примере можно показать историю эволюции житийного образа в русском искусстве – от классического расположения сюжета в клеймах до введения сюжета в контекст повествования, когда сцена жития компонуется в горках или между архитектурными кулисами, создавая такую затейливую игру, когда можно найти, рассмотреть и самому выстроить последовательность повествования.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!