Хранители памяти. Выставка «Александр Иванов. На пути к храму». Часть 3

14 февраля 2023 г.

Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Александр Иванов. На пути к храму», работающей в Государственной Третьяковской галерее. О рисунках Иванова, иллюстрирующих текст Библии, рассказывает куратор выставки хранитель графики XVIII - первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Анна Зиновьевна Антонова.

Рассказывает куратор выставки «Александр Иванов. На пути к храму», хранитель графики XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Анна Зиновьевна Антонова.

Надежды Иванова на получение заказа для исполнения запрестольного образа для Храма Христа Спасителя не оправдались, и его следующие работы будут связаны уже с новой идеей, идеей некоего храма, сначала как всемирного храма Спасителю, потом уже все это трансформировалось в тот храм, который он предполагал, работая над библейским циклом.

В 1846 году он ведет дневник с очень симпатичным названием «Мысли при чтении Библии», где есть такая фраза: «погрузившись в глубину изучаемого предмета». И вот это погружение заставило его рассуждать о проблемах религиозной живописи, связанных с исторической картиной, с храмовой живописью. И у него появляется группа карандашных и перовых эскизов, которые он уже рассматривает как эскизы будущего храма. У него зарождается идея храма не в варианте архитектора Тона, а в своем представлении. И эти эксперименты были очень важны, эти группы рисунков, собственно говоря, и получили название протобиблейских, это своего рода пролог к его главному детищу, к его гениальному библейскому циклу.

Два этих больших эскиза рассказывают о жизни первых людей в раю. И хотя он как бы и в академическом стиле работает, но серебристая пелена штрихов создает ощущение какого-то особого мира, в котором пребывают персонажи. И это момент, когда Бог благословляет людей на владычество над животными. Это появление Адама и Евы перед Богом. А фигура Бога чрезвычайно красивая, с этим светящимся нимбом вокруг, и обратите внимание на то, что даже сама фигура Евы напоминает здесь античные статуи. Необычайно красивая композиция.

Рядом мы видим очень схожую, как кажется на первый взгляд, композицию, но вообще перед нами разыгрывается потрясающая драматическая ситуация. Обратите внимание на то, насколько не просто точен, а выразителен, изумителен художник в показе движения, жестов, которые помогают раскрыть эмоциональное состояние. Вы даже не подберете эпитетов к состоянию Бога: рассержен ли Он, огорчен ли Он – это ощущение душевной боли, муки. И если в первой композиции присутствует мягкий, светящийся свет, то здесь мы видим какие-то острые углы, острые штрихи. Тут же, рядом, эта агава с ее острыми листьями, пальмы; и даже стражи, херувимы с этими мечами, поставленные у древа, – дополняют это ощущение. И рядом валяющийся посох, ускользающий в глубину змей и фигуры Адама и Евы.

Совершенно поражает этот жест Адама. Конечно, Адам огорчен, но он обнимает Еву, а Ева сама, мне кажется, отличается от фигуры Евы предыдущей. Это же эксперимент, он ищет способы наиболее выразительного показа происходящего. И Адам как-то по-мужски выступает будущим защитником. И здесь этот подход Иванова – наполнить эмоциями, какими-то деталями, дать не просто иллюстрацию, но действительно захватить этим зрелищем зрителя, заставить переживать – это обращение не только к уму, но к сердцу, к душам, которое он потом будет развивать в библейском цикле. Здесь уже это найдено.

Как рисовальщик, он очень часто использовал цветную бумагу, и здесь это не случайно. Если сопоставлять, то эти два эскиза, в которых еще немного белила присутствуют, создают совершенно другую эмоциональную атмосферу, чем его карандашные эскизы.

Один лист имеет название «Жертвоприношение Авраама». Обычно мы представляем себе определенный сюжет, но в данном случае речь идет о другом. Это договор Авраама с Богом. И Бог обещает ему потомство, и все то, что Бог ему говорит, собственно говоря, Иванов здесь поясняет для зрителя.

В верхней части, в полукруге, как раз все то, что было обещано. Мы видим в этом полукруге звезды – сколько будет звезд, столько будет потомков у Авраама. Мы видим там похороны Авраама, который будет в земле, обещанной Богом. С левой стороны мы видим изображение Исхода из Египта. И дальше – потопление воинства фараона, которое происходило во время перехода через Чермное море. И Авраам просит у Бога знамение о том, что договор этот заключен. Бог ему предлагает совершить жертвоприношение. И вот фигура человека, который вытирает нож. Принесены в жертву животные, и когда наступит ночь и появятся язычки пламени между рассеченными животными, это будет знак того, что договор заключен.

Здесь опять мы сталкиваемся с тем, что художник старается пояснить, сделать не просто наглядным, а как бы захватить этим зрелищем зрителя. Но особенно выразителен, конечно, другой лист, даже удивительно объяснять его. Это слова псалма Давида: и подвиглись горы, и Бог, встав на херувима, пускает стрелы. Вообще поступила работа с таким названием, как «Бог карающий». Но обратите внимание, Иванов вообще во всех своих работах абсолютно точно выбирает сюжеты и соответствует тексту Библии. И здесь вот эта система штрихов как бы создает ощущение, что действительно подвиглись горы, такие дрожащие штрихи создают ощущение тревоги. Это уже новые приемы.

Иванов имеет академическую выучку, но ищет новые стили, приемы для выражения нового понимания того, как должна звучать его религиозная тема. Выбор размера, техники для него был важен, он искал то, что потом уже будет в библейских эскизах, в акварельных его работах выражено. Он рассматривает это как эскиз для храма, который он не представляет себе целиком и полностью, это некая идея, это даже романтическая фантазия. В мыслях, появившихся при прочтении Библии, вначале он пишет о храме всемирного Спасителя, а потом уже идет сложный процесс осмысления того, что это будет не церковь, а общественное здание, это храм искусства, храм философии, храм науки. Но сказать, что он точно себе представляет, как может выглядеть этот храм, – нельзя. Это действительно романтическая утопия. И этот пролог, собственно говоря, то, что дает нам понимание тех сложных размышлений, исканий Иванова, которые и приводят к тому, что десять лет он пишет свой цикл, посвященный именно истории жизни Христа.

Автор передачи Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 21 мая: 13:15
  • Суббота, 25 мая: 06:15
  • Суббота, 25 мая: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать