Хранители памяти. Выставка «Александр Иванов. На пути к храму». Часть 1

31 января 2023 г.

Мы начинаем серию выпусков с временной выставки «Александр Иванов. На пути к храму», работающей в Государственной Третьяковской галерее. О представленных на ней эскизах неосуществленного запрестольного образа Воскресения Христова для Храма Христа Спасителя рассказывает куратор выставки, хранитель отдела графики XVIII - начала XX века Третьяковской галереи Маргарита Васильевна Крылова.

Мы находимся в Государственной Третьяковской галерее на временной выставке «Александр Иванов. На пути к храму». Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».

Маргарита Васильевна Крылова, хранитель отдела графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи, куратор выставки «Александр Иванов. На пути к храму»:

– Мы находимся на выставке «Александр Иванов. На пути к храму». Она расположена в зале, специально созданном для графики Александра Иванова, и находится он рядом с живописным залом, где помещена картина «Явление Христа народу» (или «Явление Мессии»). Поскольку Третьяковская галерея является эксклюзивным обладателем графического наследия (оно огромное, более 700 листов и 39 альбомов, в которых еще несколько тысяч рисунков), мы можем формировать из нашего графического материала мини-выставки. И этот зал будет посвящен именно графическим выставкам лучших произведений Александра Иванова.

Выставка, на которой мы сейчас находимся, уже четвертая. Мы показывали три выставки, посвященные графическому циклу «Библейские эскизы», а эта выставка посвящена короткому, но очень важному периоду в творчестве Александра Иванова середины 1840-х годов. Здесь показаны эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресения Христова» для Храма Христа Спасителя в Москве, а также карандашные и перовые рисунки, которые получили название «протобиблейские эскизы». Эти работы были первым обращением Иванова к монументальному искусству. Все творческие находки, которые здесь были сделаны, и тот опыт, который он получил, работая над произведениями, предназначенными для стенной живописи, для храма, как раз послужили основой для создания самого значительного его произведения, труда его последних 8–10 лет жизни – цикла «Библейские эскизы».

Выставка «На пути к храму» знакомит зрителей с эскизами образа «Воскресения Христова». Работа была вызвана жизненными обстоятельствами. Художник не раз отказывался от заказов на работы для Исаакиевского собора или Храма Христа Спасителя, предложения ему поступали с конца 1842 года, в 1843 году, но в конце 1844 года, ища средства для продолжения работы над большой картиной «Явление Христа народу», он все же решил обратиться к работе над запрестольным образом. Этот образ был для храма, который строился в Москве в это время, но работы по его живописному убранству должны были начаться только спустя несколько лет, пока же шла как бы подготовительная работа. Заказы были распределены между художниками, и запрестольный образ архитектором Тоном, который руководил строительством этого храма, был отдан Карлу Брюллову. Но Иванов надеялся (благодаря тем сведениям, которые до него доходили), что Тон может быть недоволен Карлом Брюлловым и отдаст этот образ ему. Поэтому по своей инициативе он в течение трех месяцев (начиная с конца 1844 и в начале 1845 года) занимался сочинением запрестольного образа Воскресения Христова.

Он погрузился в изучение иконографии сюжета. Как известно, само событие в Евангелии не описано, и Воскресение Христово часто обозначала сцена явления Христа женам- мироносицам. Еще были сцены явления воскресшего Христа Марии Магдалине или ученикам, на Западе было широко распространено изображение Христа, встающего из гроба, а в византийском и древнерусском искусстве эта тема соединялась с Сошествием во ад. Поэтому Иванов взял за основу этот иконографический извод, но, создавая эскизы, он пытался соединять его с другими иконографическими вариантами.

Работая над образом, он разрабатывал три типа композиции: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов» и «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из этих вариантов он сделал несколько эскизов. Вероятно, самыми ранними были эскизы «Вознесение праведных». В первом эскизе художник взял за основу западный тип изображения Христа, встающего из гроба. Но он соединил его с темой Сошествия во ад. В центре композиции находится фигура Христа с обнаженным торсом, прикрытым драпировкой. Он держит в руках крест и светлое знамя – знак Его победы над смертью. В нижней части композиции помещена сцена явления ангела женам-мироносицам. Под ногами Христа мы видим падающий скелет смерти – знак Его победы над смертью, и разрушенные врата ада, обломки которых падают вместе с летящими вниз крылатыми фигурами бесов.

Вокруг фигуры Христа расположены многочисленные фигуры воскресших праведников, каждого из которых обнимает спустившийся с небес ангел.

В верхней части композиции намечены фигуры ангелов в несколько ярусов, и фигуры этих ангелов очень разнообразны по позам, движениям. Рассматривая эти наброски фигур, мы можем с удивлением увидеть, что они очень разнообразны. Кто-то молитвенно сложил руки, кто-то склонился к своему соседу, делясь своими впечатлениями, кто-то молча взирает на происходящие чудесные события, то есть ангелы изображены не как молчаливые свидетели происходящего, а делятся своими переживаниями друг с другом.

Изогнутые ярусы этих фигур, а также фигур праведников по сторонам Христа говорят о том, что, создавая этот эскиз, Александр Иванов предполагал фресковую роспись на стене алтарной апсиды.

Во втором эскизе этой серии композиция меняется в сторону большей простоты и ясности, она становится центричной. Центр уже этой композиции занимает фигура Христа в одеждах в мандорле, ореол которой символизирует Его Божественное сияние. И в руках Христа по-прежнему крест и светлое знамя. По сторонам Христа изображены воскресшие праведники и святые. Те, которые ближе к Нему, – без сопровождающих ангелов. Среди них можно увидеть Иоанна Предтечу с крестом, другие праведники все еще изображены вместе с ангелами, которые возносят их к ангелам, расположенным в верхнем ярусе этого рисунка. Группы Небесных Сил здесь уже представлены тремя большими хорами, и между этими группами – ряды ангелов с распростертыми крыльями, которые спускаются вниз к праведникам или даже уже поднимают первого из них в райские обители.

В нижней части композиции по-прежнему изображена сцена явления ангела женам-мироносицам у гроба Христа. В углу композиции падают разрушенные врата ада с изображенными на них сценами грехопадения. В самом низу мы видим под поверхностью земли распластанный скелет смерти, что как бы, по задумке художника, символизирует полную победу над смертью.

Композиция цветного эскиза «Праведники парят над пустыми гробами», по-видимому, один из вариантов заключительного образа, эта композиция вписана в большую,  массивную желтую раму, по своей форме напоминающую итальянские алтари. И то, что большая часть композиции подчеркнуто плоскостна, говорит о том, что в этом эскизе художник подразумевал не стенную роспись, не фреску, а именно картину в раме.

Внизу мы видим освещенную мистическим светом гробницу Христа и сияющую фигуру ангела, перед которым коленопреклоненные жены-мироносицы, а по сторонам – упавшие в страхе и убегающие стражники. На заднем плане мы видим кипарисы; и вдали – Иерусалим. И на фоне этого ночного пейзажа в центре изображен Христос в огромном сияющем желтом круге, по которому расположено изображение.

Фигура Христа в центре в красных одеждах, в руках у Него по-прежнему крест, но уже без знамени. Его сияющий круг обрамлен голубым кольцом с золотыми звездами, и в большом золотом круге вокруг мы видим поверженные врата ада, открывшиеся гробы и встающих праведников. По сторонам можно увидеть и царей, Давида и Соломона, с арфой и с моделью храма, можно узнать благоразумного разбойника с пророками Енохом и Илией, праотца Авраама справа, а выше мы видим открытые врата рая, к которым приближаются фигуры Адама и Евы. И по сторонам изображение небесных светил, солнца и луны, с человеческими лицами. По верхнему краю этого большого золотого круга выписана строфа из третьей песни Пасхального канона, которая говорит о том, что Воскресению Христа радуются не только небо и земля, но и преисподняя; и, спустившись в ад, Он приносит свет и в царство вечного мрака.

Автор передачи Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15
  • Суббота, 04 мая: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать