Хранители памяти. Временная выставка «Святые жены» в Музее имени Андрея Рублева. Часть 1

26 сентября 2023 г.

Мы начинаем серию выпусков с временной экспозиции «Святые жены», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. О выставке рассказывает ее куратор - заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублёва, кандидат искусствоведения Надежда Викторовна Герасименко.

Мы начинаем новую серию выпусков из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, с временной выставки «Святые жены».

Надежда Викторовна Герасименко, заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Святые жены»:

– Наша выставка посвящена святым женам. Они чтились в различных ликах святости: праведные, пророчицы – жены Ветхого Завета, прославившиеся и упоминавшиеся в Новом Завете равноапостольные святые жены, мученицы, великомученицы, преподобные, царицы и благоверные княгини, а также блаженные и юродивые.

Они пользовались почитанием не только у женщин. Нельзя говорить о гендерном аспекте этой выставки. Святые жены прославлялись и как покровительницы городов, и как заступницы в несчастьях и бедах, и как предстательницы женщин во всех трудах. Они почитались и за проявление государственной мудрости, и за просвещение целых народов. Наша выставка привлекла внимание более 30 участников. Для выставки дали экспонаты семь различных музеев (как частных, так и государственных) и 24 частных коллекционера. Здесь представлены экспонаты нашего Музея имени Андрея Рублева, Государственной Третьяковской галереи и Исторического музея. Мы очень благодарны всем нашим коллегам и коллекционерам, которые постоянно принимают участие во многих наших выставках, потому что для посетителей это возможность увидеть те экспонаты, которые недоступны в обычное время.

Самые древние памятники принадлежат XV веку. На выставке вы можете увидеть не только иконы. У нас в музее хранятся фрески, которые были сняты с разрушенных церквей. Также можно увидеть изображения святых жен в графике, в медном литье, в небольших эмалевых медальонах.

Особо чтились великомученицы. Как заступницы при исходе души в различные эпохи вспоминались Екатерина, Варвара и Евдокия. Великомученица Параскева почиталась как заступница невест и женщин во всех трудах, а также – как покровительница торговли. Особым почитанием пользовалась Анастасия. С греческого языка это имя переводится как «воскресение», «воскресшая», поэтому оно ассоциировалось с воскресением и с Днем Господним. Так же, как имя греческой святой Кириакии. Оно было не очень известно на Руси, но тоже переводится как «День Господень». Святая пользовалась почитанием прежде всего на Балканах, в Греции и Болгарии. Ее икона тоже есть на нашей выставке. Многие мученицы имели особое почитание на Руси. Это зависело от региона и от периода.

Среди святых ветхозаветного времени на выставке присутствуют изображения праведных Руфи, Юдифи, пророчицы Мариам. Особую редкость представляет иконописное изображение Евы – праматери всего человечества. Оно большого масштаба и происходит из иконостаса. Эта икона начала XVIII в., вероятно, созданная в Костроме или в близлежащих к Костроме землях. С XVII в. такие изображения Евы, а также праматери Сарры включались в ряд иконостаса, но они представляют большую редкость, тем более такое значимое произведение, как эта икона.

Церковь удостаивает особого почитания женщин, пришедших с миром на следующий день после погребения Христа к Его гробнице. Они получили наименование «жены-мироносицы». В честь их установлен праздник – Неделя жен-мироносиц. На нашей выставке их изображение присутствует в гравюрах, и одно изображение – иконописное. Оно как раз представляет тот момент, когда святые жены посетили гробницу Христа, обнаружили, что она уже пуста, и ангел, сидящий около гробницы, сообщил им, что Тот, Кто был там, – воскрес. В Евангелии называется различное число святых жен-мироносиц. На нашей выставке также присутствует изображение Марии Магдалины, которая особо чтилась в чине равноапостольной, потому что после Воскресения Христова она проповедовала Евангелие (указываются регионы: как Рим, так и Иерусалим). С ней связано предание о том, что в ее руках в знак Воскресения Христова окрасилось яйцо, преподносимое императору Тиберию. С этого момента пошла традиция дарить на Пасху окрашенные яйца.

Равноапостольными назывались жены, которые прославились своей проповедью Евангелия, а иногда – и просвещением целых народов. К таким святым женам принадлежит мать императора Константина царица Елена. Как равноапостольная почитается просветительница Грузии Нина. По житию известно, что еще в раннем детстве она узнала о том, что ризы Спасителя были перевезены в Иверию (так тогда называлась Грузия). Достигнув совершеннолетия, она вместе с другими девами отправилась в далекое путешествие, которое пролегало через Армению. Многие святые девы остались там. Одна из них была Рипсимэ – особо чтимая святая Армении. А Нина оказалась в Грузии. Сначала ее проповедь не была принята царем, и даже последовали гонения на нее. Но затем (и тут одним из поворотных моментов стало исцеление царицы Наны) святая Нина стала пользоваться уважением среди местного населения, прославилась как целительница. Благодаря этому к христианству обращалось большое число людей. И позже она стала почитаться как равноапостольная и просветительница Грузии.

Изображения святой Нины в русском искусстве существовали еще в домонгольский период; например, их можно увидеть на фресках Софии Киевской XI века. Но наибольшее количество изображений принадлежит XIX веку, когда Грузия вошла в состав Российской империи и именами Нины и Тамары стали называть русских девочек, а не только урожденных грузинок. Отличительной чертой ее иконографии стали перевязанный крест на длинном древке, который она сделала сама из стеблей винограда, и Евангелие. Евангелие является отличительной чертой многих равноапостольных жен. Оно подчеркивает, что они прославились именно своей проповедью, как и апостолы.

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 06:15
  • Суббота, 11 мая: 16:05
  • Понедельник, 13 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Завершаем серию выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». Рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать