Хранители памяти. Временная выставка «Страсти Христовы» в Музее Андрея Рублева. Часть 7

11 апреля 2023 г.

На Страстной седмице завершает свою работу в Музее имени Андрея Рублева временная выставка "Страсти Христовы". И наш цикл выпусков передачи с этой выставки подходит к концу. О представленных на экспозиции памятниках русского церковного искусства XIV - начала XX века, изображающих моменты, связанные с Распятием, оплакиванием и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова.

Мы находимся в Музее имени Андрея Рублева и продолжаем рассказ о временной выставке «Страсти Христовы. Памятники русского церковного искусства XIV – начала XX века».

Рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова:

На выставке представлен памятник из исторического убранства Останкинского дворца. Это очень интересно, потому что сам дворец сейчас находится на реставрации, но мы можем немного прикоснуться к его внутреннему убранству. Графы Шереметевы, которые были владельцами этого дворца, обращались в одну известную московскую мастерскую для того, чтобы им изготовили мебель. Этой мастерской руководил мастер французского происхождения по фамилии Споль. Его мастерская в Москве была одной из самых известных.

Интересно, что нашлось среди его работ что-то и для нашей тематики, потому что для костяного распятия Христова, которое принадлежало Шереметевым, он изготовил потрясающей красоты резной золоченый киот. На первый взгляд – это просто резьба, но если мы присмотримся детально, то увидим, что в эту резьбу вплетены орудия Страстей. Мы увидим тонко вырезанный терновый венец, трость с губкой, копие, другие детали (даже изображение Святого Духа в виде голубя), которые дополняют это костяное распятие. Без этой шикарной рамы оно, конечно, выглядело бы не столь значительно.

Как мы знаем, крест сопровождает христианина всю жизнь. Кресты бывают очень разные. Бывает крест нательный, напрестольный, аналойный, воздвизальный, и мы представили здесь также тему крестов поклонных. Кресты поклонные располагались вне храмов, отмечали какое-то значимое место. А этот крест был найден внутри церкви и вывезен нашей музейной экспедицией при необычных обстоятельствах.

Это церковь села Толмачи, и тогда, когда там оказались сотрудники нашего музея, она была приспособлена под склад, и этот монументальный тяжелый древний крест находился там в разрушенном состоянии. Он был разделен на части и соединен уже впоследствии при реставрации. Это белокаменный крест, один из самых древних предметов из числа тех, которые представлены у нас на выставке. По одной из версий, он относится к концу XV или к началу XVI века. Это двусторонний поклонный крест, на его обороте находится полихромное, то есть раскрашенное, изображение святых, а на лицевой стороне – довольно лаконичное и бесплотное изображение Спасителя с предстоящими.

Иконография сцен, произошедших после Распятия Христова, в иконописи не столь обширна, она включает в себя довольно ограниченный круг сюжетов – снятие с Креста, положение во гроб и оплакивание, иногда они соединяются в рамках одной композиции, иногда разделяются на несколько. Но их дополняют книжные издания, они иллюстрируют темы, которые в иконописи не получили распространения. И нам удалось на выставке продемонстрировать издание 1911 года из собрания нашего музея – книгу «Страсти Христовы», которая была очень популярна, в частности, в старообрядческой среде. Мы раскрыли ее на хромолитографии «Опечатывание гроба Господня». В иконописи мы этого сюжета не найдем, но есть такая замечательная иллюстрация.

Если говорить о теме снятия с Креста и оплакивания, то у нас есть несколько работ, они показывают разные этапы развития этой иконографии. В частности, впервые мы показываем ранее неизвестную икону XVI века из частного собрания. И, конечно, когда столь древний памятник, ранее неизвестный, попадает к нам в руки, то мы должны тщательно исследовать его, прежде чем явить публике какую-то атрибуцию. Поэтому этой иконой мы занимались всем нашим музейным научным сообществом; в частности, заместитель директора по науке Геннадий Викторович Попов ее датировал и атрибутировал для каталога, и мы можем констатировать, что такой замечательный памятник XVI века мы ввели в научный оборот. Это памятник традиционной иконографии с Христом, возлежащим во гробе, и с оплакивающими, припадающими к Нему учениками, с Богоматерью, касающейся Его лика, и с Иоанном Богословом, касающимся Его руки.

С другой стороны, у нас есть работа конца XVII или самого начала XVIII века, основанная на гравюре Иеронима Вирикса, с западными элементами иконографии. И совсем необычный памятник 1763 года – это больше западная тема пьеты, то есть оплакивания Христа. И здесь произошла необычная история. Автор, некий вятский иконописец Тимофей Жирухин, так тщательно копировал гравюру, что помимо самого изображения скопировал и выходные данные этой гравюры; видимо, без знания смысла. И помимо основной поясняющей надписи Mater Dolorosa («Скорбящая Мать») он скопировал и выходные данные гравюры вместе с именем автора, ее создавшего. То есть здесь подписано, что создал ее Кристиан Килиан, а ниже автор уже подписал по-русски собственное имя – Тимофей Жирухин.

При разработке концепции выставки мы сознательно отказались от того, чтобы представлять в ней тему Воскресения Христова и Сошествия во ад, поскольку это обширный набор иконографических особенностей, и этому сюжету должны быть посвящены отдельная экспозиция и отдельные исследования, поэтому этот сюжет у нас не представлен. Мы решили обратиться непосредственно к Евангельскому повествованию, где после положения Христа во гроб и опечатывания гроба описано, как жены-мироносицы подходят к пустому гробу Господню, камень от гроба отвален, на камне сидит лучезарный юноша, который сообщает им, что зря они ищут живого среди мертвых. И нам было очень важно закончить именно этим сюжетом, потому что наша выставка не только о страданиях – она о победе над смертью. После страданий следует Воскресение.

Мы завершили серию выпусков передач «Хранители памяти» с временной выставки «Страсти Христовы. Памятники русского церковного искусства XIV – начала XX века».

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать