Хранители памяти. Временная выставка «Страсти Христовы» в Музее Андрея Рублева. Часть 5

28 марта 2023 г.

Мы продолжаем знакомство с экспонатами временной выставки "Страсти Христовы", работающей в Музее имени Андрея Рублева. Заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова рассказывает не только о редких иконописных памятниках, которые можно увидеть на экспозиции, но и о том, что представляло собой распятие как вид казни, какие страшные мучения пришлось претерпеть Господу Иисусу Христу для спасения рода человеческого.

Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Страсти Христовы», на которой можно увидеть иконописные, скульптурные и иные памятники церковного искусства XIV – начала XX века.

Рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова:

При обсуждении с какими-то знакомыми людьми или со студентами темы страстных сюжетов я столкнулась с тем, что словосочетание «Распятие Христово» (или «Христос распят») стало настолько на слуху и настолько обыденным, что мало кто задумывается о сути того, что произошло. Что такое распятие исторически как вид казни и почему именно оно считалось таким сложным, ужасным и мучительным?

Исторически эта казнь была известна еще задолго до событий, связанных со Христом, и в Римской империи тоже широко применялась. Так казнили убийц и государственных изменников, именно поэтому был так казнен Христос.

Распятие – это смерть от асфиксии, то есть от нехватки воздуха. По-разному могли прибивать или привязывать тело казнимого к горизонтальной перекладине. Вертикальная, как мы уже говорили, как правило, находилась стационарно на месте казни, а горизонтальная балка (она называлась патибул) уже воздвигалась непосредственно вместе с казнимым. И вот весь ужас казни состоял в том, что инстинкт самосохранения не давал человеку умереть мгновенно. Пока он мог, пока еще его мышцы могли выдержать тяжесть тела, человек приподнимался на руках и вдыхал и даже иногда не мог потом выдохнуть. И иногда это длилось сутками, а иногда, чтобы увеличить мучения казнимого, могли человека вместе с этой горизонтальной балкой снимать после суток висения на кресте, а потом воздвигать снова.

Палящее солнце, стервятники, какие-то дополнительные мучения в виде жутких напитков, которые им давали для того, чтобы они находились в состоянии агонии, чтобы как-то немного смягчить это состояние и тем самым продлить возможность терпеть эти муки дольше... Многие удивляются, как они во время казни еще вели между собой какие-то диалоги. А это действительно было возможно. Это жуткая, нечеловеческая боль, но тем не менее смерть не мгновенная. И если впоследствии хотели, чтобы смерть наступила скорее, казнимым ломали ноги, чтобы у них не было опоры. И они задыхались практически сразу. Это хотели сделать и со Христом, но обнаружили, что Он уже мертв.

Ведутся также дискуссии о том, какой формы был крест. Кстати, для некоторых конфессий этот вопрос – просто краеугольный камень; в частности, старообрядцы приемлют только восьмиконечный крест и никакой другой. Иногда казнили таким образом просто на вертикальной дыбе, иногда это Т-образная форма без верхней дополнительной перекладины. Но восьмиконечный или семиконечный крест – это основная форма, которая вошла в русское церковное искусство, и верхняя перекладина над основной горизонтальной – исторически это место, где был прибит приговор, и каждый мог узнать, за что казнили того или иного человека.

И тут такая красивая история о Понтии Пилате, который написал здесь просто: Иисус Назорей, Царь Иудейский. И когда ему люди говорили, что он написал неправильно, что нужно было написать: «Иисус, Который называл Себя Царем Иудейским», – Понтий Пилат переписать отказался и оставил ту формулировку, которая была изначально.

Этот приговор на самом деле в иконописи редко воспроизводится, однако вот на этой замечательной иконе (подписная работа иконописца Оружейной палаты Ивана Максимова)  он присутствует. Более того, приговор здесь воспроизведен именно на тех трех языках, на которых и был написан: древнееврейском, латыни и греческом. Как раз по этой причине долгое время считалось, что только на этих трех языках возможно Священное Писание и богослужение вообще, и требовалось время, чтобы это представление преодолеть. 

Вместе с изменением отношения к Страстям Христовым во второй половине XVII века возник особый интерес к орудиям Страстей. Это целый список предметов, которые так или иначе были связаны с этими самыми событиями, произошедшими в последние дни земной жизни Христа. В число этих предметов входила, например, губка на длинной трости, из которой давали испить Христу, а также копие, которым пробили Ему ребро. Входил мешочек с тридцатью сребрениками, за которые Иуда продал Христа, продал информацию о Его местонахождении, а также, естественно, терновый венец, бич, которым Христа били, чаша, в которую была собрана Его кровь, и многое другое.

На иконе Ивана Максимова есть такие детали, такие орудия Страстей, которые изображаются не всегда. Например, игральные кости. Казалось бы, как связаны игральные кости с темой Страстей Христовых? Оказывается, самым прямым образом, потому что эти кости кидали воины, чтобы по жребию разделить совлеченные со Христа одежды. А также всегда привлекает внимание отрубленное ухо, которое находится здесь среди орудий Страстей. Эта история связана непосредственно с моментом ареста Христа, когда Петр выхватывает меч и отрубает ухо человеку по имени Малх; правда, только один евангелист его имя упоминает. И Христос исцеляет этого человека, это Его последнее чудо, и Он настоятельно говорит Петру убрать свой меч, потому что все должно случиться так, как должно.

Среди орудий Страстей также нужно упомянуть петуха, которого Иван Максимов не изобразил по какой-то причине, но он у нас есть на других памятниках. Эта история связана с Тайной Вечерей, когда Христос сообщил Своим ученикам, что один из них станет предателем. Больше всех возмущался апостол Петр, который говорил, что если даже все соблазнятся о Христе, то он – никогда, на что Христос ему отвечал, что еще петух не пропоет, а он трижды от Него отречется, и так именно и произошло, как говорил Христос. И у нас на выставке есть редчайший образ – это отдельная икона на сюжет раскаяния апостола Петра, когда Петр убежал и горько плакал. Там есть и петух как символ отречения, и сам Петр.

Мы очень благодарны нашим коллегам, которые предоставили замечательные экспонаты на выставку. В частности, из собрания Исторического музея – складень первой половины XVIII века. Коллеги доверили нам впервые показать публике это замечательное произведение искусства. Это трехстворчатый складень с вкладным крестом, тоже недавно прошедший реставрацию, исполненный в интересной технике с применением слюды, которая есть в обрамлении центральной части. Это очень хрупкий материал, и когда он сохраняется и доходит до нашего времени – это большая редкость. Видимо, здесь были мощевики, и предмет будет в дальнейшем исследоваться, он только недавно покинул стены реставрационной мастерской. Могу только сказать, что крест двусторонний, он вынимается из складня, и на его обороте – орудия Страстей с предстоящими святыми.

Набор святых очень говорящий; в частности, это Радонежские святые: Сергий, Михей и Никон; это Антоний и Феодосий Печерские; Зосима и Савватий Соловецкие; Максим Грек. То есть какая-то связь с Троице-Сергиевым монастырем здесь, безусловно, есть.

И удивительно, что это яркий и, несмотря на тематику, праздничный памятник, с богатым колоритом, с редкими деталями. В частности, здесь изображено коронование при Кресте не только Богоматери, но и Иоанна Богослова, что довольно редко встречается. Этот памятник, конечно, в дальнейшем заслуживает отдельного исследования, может быть, какой-то статьи, и надеемся, что нашим зрителям он запомнится.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать