Хранители памяти. Временная выставка «Страсти Христовы» в Музее Андрея Рублева. Часть 4

21 марта 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки "Страсти Христовы", работающей в Музее имени Андрея Рублева. О представленных здесь иконах, а также о формировании традиции изображения Распятия Христова и особенностях его иконографии рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова.

Мы продолжаем рассказ об изображениях Распятия Господа нашего Иисуса Христа и других образах, связанных со Страстями Христовыми, которые можно увидеть на памятниках русского церковного искусства XIV – начала XX века.

Рассказывает Светлана Александровна Кирьянова, заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки:

– Каждая большая выставка – это возможность представить работу реставрационной мастерской нашего музея, потому что на любой большой выставке есть предметы, которые делались специально для нее, были переданы в мастерскую для полного цикла реставрационных работ под конкретный выставочный проект. И здесь такие работы, безусловно, присутствуют. У нас есть возможность продемонстрировать даже некоторую преемственность выставочных проектов: перед этой выставкой музей показывал проект «Тверская Атлантида», посвященный экспедициям музея, предметам, вывезенным из Тверской области и составившим ядро коллекции.

На той выставке была экспонирована икона «Поцелуй Иуды», и для нашей выставки мы передали на реставрацию работу из этого же чина, но на очень редкий сюжет. Вообще это интересные памятники, их всего три в нашем собрании, они входили в один чин, но сохранились не полностью. И то, что мы видим сейчас (а это касается и иконы «Поцелуй Иуды», которая была на выставке «Тверская Атлантида», и данной работы), – это спиленная нижняя часть когда-то двухчастной иконы.

Дело в том, что в небольших храмах (а эти иконы происходят из небольшого храма в Лихославльском районе Тверской области) были не такие крупные иконостасы, и некоторые ряды могли объединять. И вот над этим праздничным рядом (это был праздничный ряд, не страстной) сверху был какой-то пророк. Пророческий ряд писался на одной доске с праздничным. Но удивительная история состоит в том, что для праздничного ряда в этом отдаленном от города храме авторы выбрали очень распространенный страстной цикл с чрезвычайно редкими сюжетами. Такого сюжета в нашем собрании больше нет. Это «Совлечение риз». Перед поруганием Христа с Него совлекли ризы, и часто эти сюжеты подписаны в стихотворной форме. Замечательно, что этот сюжет получилось подготовить и представить на экспозиции, показать некую преемственность. Возможно, если эта выставка будет иметь дальнейшие перспективы как выездной проект, который мы покажем уже в других городах нашей страны, то мы представим все три иконы из этого комплекса, которые к тому моменту будут сделаны.

Распятие Христово – уникальный сюжет; наверное, один из самых распространенных в христианском искусстве всех стран. И интересно было представить на выставке как эволюцию иконографии, так и Распятие в разных техниках. У нас есть белокаменный резной крест, есть резьба по кости, причем как элитного уровня (эти изделия находились в дворянских собраниях), так и более простые северные резные вещи.

У нас есть медное литье, есть масса вариантов в иконописи. Но интересно, что Распятие, изображение такого важного момента, появилось далеко не сразу, в катакомбах мы его не найдем. Более того, уже после официального торжества христианства еще долгое время Распятие не изображали. Если мы, например, говорим о V веке, то это отдельные, редкие случаи, и то некоторые из них нуждаются в дополнительном исследовании, точно ли мы можем их датировать. Есть двери базилики Санта-Сабина, резной образ на них считается одним из самых ранних, точно известных, достоверных изображений Распятия. Есть кодекс Евангелия Рабулы. Но это все единичные, редкие памятники, причем не относящиеся к иконописи. В иконописи этот сюжет появляется еще позже. С чем это связано? Это важный эпизод,  ключевой момент.

Некоторые исследователи считают, что долгое время не могла уйти в прошлое память о том, что распятие – это ужасный, мучительный вид казни. Здесь надо упомянуть, что эта казнь была известна задолго до описываемых событий, применялась в Карфагене,  Вавилоне, разных других местах. Например, при известном восстании Спартака всех его участников показательно распяли вдоль дороги. Эта казнь – мучительная, долгая и позорная. И, возможно, требовалось несколько столетий, чтобы память о распятии как о такой казни ушла, чтобы крест стал восприниматься как орудие спасения, как сбывшееся пророчество, как открытая дверь в рай.

Надо сказать, что византийские иконы, изображающие Распятие, отличаются от тех, что были созданы позже уже на русской почве. В частности, авторы там, как правило, предпочитают абстрактный золотой фон. А на русских иконах, даже самых древних, изображающих этот сюжет, появляется Иерусалимская стена, которая становится постоянным атрибутом иконографии этого сюжета.

Если мы обратимся к евангелистам, то обнаружим, что они немного по-разному описывают то, как это было. И в основу иконографии легло повествование Евангелия от Иоанна, потому что только Иоанн рассказывает, что он лично при этом событии присутствовал. Более того, присутствовал не только он, а еще и Мать Христа, Пресвятая Богородица. Они стоят при кресте, и Христос даже успевает поручить их друг другу – поручить Иоанну заботу о Своей Матери, а Богоматери, соответственно, считать Иоанна в дальнейшем Своим сыном. Это описывает только Иоанн, и именно этот вариант лег в основу классического варианта иконографии.

Есть древние иконы, состоящие только из трех фигур: распятого Христа и Богоматери с Иоанном. В дальнейшем получила распространение пятифигурная композиция или композиция с еще большим количеством людей, где к этим двум предстоящим добавляется еще некоторое количество персонажей, в частности, например, воин. Стоит упомянуть, что привычное нам имя Лонгин не упоминается в Новом Завете, это уже более поздняя традиция, там упомянут некий воин, а потом его идентифицировали. И иногда на иконах подписывается уже его имя.  Еще это жены, которые также находились около креста: иногда одна, а иногда несколько. Это традиционный вариант иконографии.

Еще обязательный, очень важный с символической точки зрения атрибут – пещера под крестом, в которой изображается череп Адама. Адам похоронен на том месте, где впоследствии был распят Христос. То, с чего началась история, и триумфальный момент этой истории. Первородный грех искуплен здесь и сейчас. Поэтому для некоторых иконописцев было очень важно этот момент показать визуально: кровь из ран Христа проливается непосредственно на череп Адама, находящийся в пещере, под крестом.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать