Хранители памяти. Постоянная экспозиция музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Часть 3

2 января 2024 г.

Мы завершаем серию выпусков с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова рассказывает о представленных здесь произведениях русского церковного искусства XVIII-XIX веков.

Елена Юрьевна Константинова, научный сотрудник Музея русской иконы имени Михаила Абрамова:

– В нашем музее находится достаточно крупная коллекция поздней русской иконы. Произведения, созданные в XVIII–XIX веках, относительно недавно стали вызывать интерес у специалистов. Наш музей интересен тем, что может предложить любителям иконописи и специалистам большое собрание именно этого пласта истории русского искусства.

XVIII век – это время, когда очень сильно меняется русская культура после реформ Петра I, и церковное искусство становится весьма восприимчивым к новым веяниям. В Церкви появляется и активно используется пластическая форма: скульптура, высокие рельефы теперь украшают внутреннее убранство храма и оформляют иконостасы.

Перед вами представлено очень интересное произведение – деревянная скульптура, которая датируется последней третью XVIII века и происходит из западных регионов Российской империи. Это полихромная (окрашенная) скульптура. Это произведение, видимо, было украшением Царских врат иконостаса. Может возникнуть вопрос, какого размера должны быть Царские врата, чтобы эта достаточно крупная скульптура уместилась на них. А дело в том, что при Петре I на Руси появляются новые конструкции иконостасов, которые больше напоминают архитектурные сооружения, включающие в себя достаточно широкую арку. Царские врата увеличиваются и часто украшаются скульптурными композициями. Эту композицию мы не можем с точностью определить: или это сошествие Святого Духа на апостолов, или Вознесение Христа. К сожалению, главная, центральная фигура, которая помещалась в верхней части этой скульптуры, не сохранилась. В центре мы видим двух ангелов, указывающих наверх, образ Богоматери, Которая изображена в царском венце (это отличительная черта искусства XVIII века), и одиннадцать фигур апостолов (все устремлены вверх). Эта композиция, украшая Царские врата, распахивалась, открывая пространство алтаря, и когда алтарь затворялся, Царские врата закрывались, композиция представала перед очами верующих.

Иконопись XVIII века была очень открыта нововведениям. Все стили, пришедшие из Европы, которые осваивало светское русское искусство, находят свое отражение и в иконе. В этом зале представлены иконы, выполненные в эстетике барокко с подчеркнутой театральностью композиции и с повышенной декоративностью, с обилием орнаментов, имитацией вышивки и парчи, а также с заострением светотеневых контрастов. Есть и произведения, созданные под влиянием эстетики рококо, где мы видим нежные цветовые соотношения, использование розового, голубого и других пастельных оттенков.

Также в XVIII веке в русской церковной живописи появляется, собственно, живописная икона. Это произведения, написанные в манере и технике, свойственных западному искусству. В нашем собрании находится Владимирский образ Божией Матери в окружении двенадцати праздников в круглых клеймах. Если обратить внимание на то, как изображены сюжеты этих праздников, можно увидеть именно живописную манеру в духе европейского искусства. Пейзаж в композициях построен по принципам классической пейзажной трехцветки, которая была сформулирована еще во французском искусстве в XVII веке. Икона «Богоматерь Владимирская» датируется последней третью XVIII века, происходит из северо-западных регионов Руси и, возможно, очень близка к художественной традиции Рыбинска.

Еще в XVII веке русские художники познакомились с гравированными изображениями, происходящими с Запада. Так называемые лицевые Библии – Пискатора, Кристофа Вайгеля, Евангелие Наталиса – использовались русскими художниками как образцы для создания изображений. Если в XVII веке художники использовали только некоторые элементы этой новой иконографии, приспосабливая их под эстетику русской иконы, то в произведениях XVIII века мы видим прямые заимствования и буквально перенесения некоторых композиций в русскую икону. В нашем музее также представлены произведения, в которых можно угадать этот первоисточник.

В нашем музее есть зал, в котором собраны иконы с изображением архитектуры. Михаил Юрьевич Абрамов занимался строительным бизнесом, и отдельным интересом для него было собирание подобных икон. Здесь можно увидеть изображения храмов и монастырей от XVII века – того периода, когда храм изображался достаточно условно (в виде иконы его посвящения), до вполне реалистичных образов целых монастырских комплексов, по которым мы можем судить и об архитектурном оформлении монастыря, и даже о некоторых бытовых подробностях, таких как наличие сада плодовых деревьев в монастырских стенах.

Музей русской иконы – это детище Михаила Юрьевича Абрамова. После его гибели в 2019 году музей продолжает существовать, носит его имя, и по-прежнему музей бесплатный. Мы приглашаем всех прийти к нам. Музей работает каждый день, кроме среды. Помимо простого посещения музея мы рекомендуем прийти к нам на экскурсии. У нас есть множество экскурсий, в ходе которых можно подробно познакомиться с той или иной темой, представленной в произведениях нашего собрания. Мы будем очень рады видеть всех гостей.

Дорогие телезрители! Мы завершили серию выпусков, в которых знакомились с основной экспозицией Музея русской иконы имени Михаила Абрамова.

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать