Хранители памяти. Постоянная экспозиция Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Часть 2

26 декабря 2023 г.

Мы продолжаем рассказ с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Об иконе Богородицы с Младенцем кисти Симона Ушакова, памятниках старообрядческой культуры и других произведениях русского искусства XVII века рассказывает научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова.

Мы продолжаем рассказ об иконописных произведениях, которые представлены на постоянной экспозиции Музея русской иконы.

Научный сотрудник Музея русской иконы имени Михаила Абрамова Елена Юрьевна Константинова:

– В этом зале представлены произведения XVII века. Это время очень интересное, насыщенное историческими событиями. Время, когда появляются новые черты у русской иконы. В XVII веке мы видим расцвет искусства Верхнего Поволжья. Мастера Ярославля и Костромы создают иконы, наполненные декоративностью, изысканностью рисунка. Нужно отметить, что Ярославль вообще становится вторым городом после Москвы: и по масштабам строительства, и по масштабам художественных работ. XVII век – это время, когда увеличивается количество икон, созданных по частному заказу, и мы видим все большее число так называемых аналойных икон небольшого размера, которые предназначены не для иконостаса, а для личного благочестия.

Большую роль в искусстве XVII века сыграло строгановское письмо. Этим понятием называют произведения лучших художников из Новгорода, Пскова, Москвы, которых призывали на работу Строгановы – именитые люди, основавшие столицу своей вотчины – город Сольвычегодск. И в первой половине XVII века мы с вами видим расцвет этого искусства.

Также XVII век отмечен еще и появлением первой русской государственной художественной школы – Оружейной палаты. В нашем собрании представлено произведение ведущего мастера Оружейной палаты – Симона Ушакова. Это образ Богоматери «Одигитрия» – подписная икона великого мастера. Мы знаем, что она выполнена им совместно с учеником (можем предположить, что речь идет о Георгии Зиновьеве).

Симон Ушаков вносит в русское искусство новый эстетический идеал – живоподобие. Он начинает писать лики на иконах так, что они воспринимаются современниками «яко живы» – как живые. Этого мастер достигает следующим путем. Прежде всего, он строит более правильные с точки зрения анатомии пропорции лика и, используя технику живописи мелкими мазками, добивается очень плавного перехода от тени к свету. При этом он не нарушает традиционную последовательность и технологию работы мастеров темперной живописи. То есть он идет от темного к светлому, но добивается мягкого перехода.

Кроме того, здесь на лике Богоматери мы можем увидеть традиционные «движки». Это белильные черточки, которые обозначают свет, – это самый верхний живописный слой. А в лике Богомладенца мы уже видим, как эти черточки сливаются в цветовые пятна, и художник тем самым демонстрирует, что он начинает мыслить как живописец. Он делает шаг от графического понимания образа – к живописному. Это живоподобие, начало которому положил Симон Ушаков, явилось потом генеральным направлением в развитии русского искусства второй половины XVII века. И еще в XVIII веке мы будем видеть долгое «эхо» этой манеры, этой эстетики. Икона датируется 1675–1678 годами.

В нашем музее есть отдельный зал, посвященный культуре и искусству старообрядцев. Эстетический идеал живоподобия приветствовался не всеми в русской культуре и во многом был связан с реформами патриарха Никона. Один из духовных лидеров старообрядчества протопоп Аввакум осуждающе говорил о новом искусстве, называл его «образами плотской толстоты» и утверждал, что лики святых и их плоть на иконах должны быть сухи и темны. Вот этому иному эстетическому идеалу следовали старообрядцы. Они старались сохранить древние дониконовские традиции, которых придерживались.

Но сколь разнообразной является культура старообрядцев! Мы можем увидеть произведения из разных старообрядческих центров: будь то Выг с богатой книжной культурой или произведения мастеров из Ветки – это поселение старообрядцев на западных территориях России.

В нашем собрании представлен и ряд произведений книжного искусства. Среди этих книг, созданных мастерами-старообрядцами, можно увидеть несколько певческих сборников, в которых запечатлена древняя традиция записи пения с помощью крюков. Напомню, что старообрядцы (тогда они назывались раскольниками) не приняли нововведения, которые приняли царский двор и официальная Церковь, – так называемую пятилинейную нотацию. Они остались верны древней традиции, когда крюками – а их было очень много – записывали песнопения.

В рамках старообрядческой экспозиции в нашем музее представлен уникальный экспонат. Это подлинная моленная старообрядцев беспоповского согласия. Она была обнаружена в лесу Тверской области в районе города Вышний Волочек. На момент обнаружения она была в аварийном состоянии: в ней не было ни пола, ни крыши, никакого внутреннего убранства. Сохранились лишь бревенчатые стены и решетки в окнах. Музей получил официальное разрешение от администрации Вышнего Волочка перевезти часть моленной к себе, и в специальном зале мы постарались восстановить внутреннее убранство, сделать некую реконструкцию этого пространства беспоповской моленной.

Здесь вы видите только старообрядческие подлинные иконы, которые датируются XIX веком. Также для оформления этой реконструкции использованы старообрядческие книги. Прежде всего Евангелие, находящееся на аналое, который по своей форме напоминает престол, и певческую книгу, певческий сборник, который представлен на другом аналое, справа.

Среди старообрядческих икон мы можем увидеть и традиционные образы, и такие, которые получили особое распространение именно среди старообрядцев. Например, образ благоразумного разбойника или изображение святого Христофора с песьей головой в образе кинокефала.

Среди памятников старообрядческого собрания нашего музея мы можем также увидеть медное литье, в котором выполнены многие иконы и кресты. А также – особые деревянные поклонные кресты. Один из них представлен здесь. Это такой вид креста, который старообрядцы помещали вне пространства храма. Любопытной деталью подобных памятников является то, что Распятие на этих крестах не изображали. Согласно старообрядческой традиции, образ Самого Бога не должен находиться там, где гипотетически он может быть поругаем, – то есть вне храма. Поэтому на крестах, которые обычно ставились на памятных местах или перекрестках дорог, изображался только крест, который старообрядцы воспринимали как символ.

Ведущая Елена Чач

Записала Мария Лытасова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать