Хранители памяти. Постоянная экспозиция Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Часть 1

19 декабря 2023 г.

Мы начинаем рассказ с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова - частного музея в центре Москвы, вход в который для всех посетителей - бесплатный. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленных здесь памятниках древнерусской иконописи - удивительных произведениях XIV-XVI веков.

Мы находимся в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова и начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти», в которых познакомимся с этим музеем и его постоянной экспозицией.

Елена Юрьевна Константинова, научный сотрудник Музея русской иконы имени Михаила Абрамова:

– Наш Музей русской иконы – частный. Он сейчас носит имя своего основателя – Михаила Юрьевича Абрамова. Михаил Юрьевич в 2006 году основал этот музей и тем самым воплотил в жизнь мечту многих коллекционеров. Дело в том, что произведения, которые бережно собираются и хранятся частными коллекционерами, в основном живут без зрителя. Редко когда произведение из частных собраний доступно широкой публике. Михаил Юрьевич решил, что его собрание станет бесплатным музеем. Как было положено с 2006 года, наш музей бесплатный, с бесплатными экскурсиями, работой лектория и еженедельными концертами. Так хотел основатель музея.

Перед нами – икона Архангела Михаила, вологодское произведение XVI века. Это первое приобретение Михаила Юрьевича Абрамова. Икона, которой отмечено появление нашего музея. С нее началась коллекция Михаила Юрьевича. Это произведение, как и другие древние иконы, представлено в одном из наших древних залов. Мы находимся сейчас в зале, где сосредоточены произведения древнерусского искусства: от XIV до конца XVI века.

Самый древний памятник нашего собрания – икона с образом святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Эта икона датируется третьей четвертью XIV века. Она была создана, видимо, еще до Куликовской битвы. Для любого музея большая радость – иметь в собрании такое древнее произведение, тем более в таком хорошем состоянии сохранности. Рядом с иконой на экспликации представлена ее фотография в момент обнаружения – в 1967 году. Мы видим, что на иконе присутствуют утраты. По счастью, эти утраты почти не коснулись изображения святителя. Реставраторы деликатно вставили утраченные участки левкаса, а изображение святого Николая является живописью XIV века.

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» – произведение, созданное примерно в 30-е годы XVI века. Эта икона происходит из мастерских, которые тогда в Великом Новгороде были учреждены епископом Макарием (он вскоре станет митрополитом Московским и сыграет очень важную роль в истории Русской Церкви и в истории русского церковного искусства). Мы с вами здесь видим сюжет, показывающий сцену битвы Георгия со змием. Новгородский художник отказывается от долгого повествования и изображает кульминационный момент, когда Георгий ранит змия, и подчеркивает духовное значение этого сюжета, отмечая два аспекта святости Георгия. По сторонам, в верхних углах, представлены образы Христа и Богоматери. Христос в руках держит мученический венец, который посылает Георгию. Ангел венчает этим венцом Георгия. А Дева Мария держит некий плат – украшенную часть ткани, которую передает Георгию. Эта ткань оказывается воинской перевязью на груди у святого. Таким образом мастер отмечает, что Георгий почитается не только как мученик, но и как воин, заступник христиан.

Новгородские художники любили создавать такие изображения, которые бы воспринимались глазом человеческим как мгновенное озарение: не рассказывать о сюжете, а создавать образ, в мгновение ока действующий на зрителя и на молящегося. Поэтому часто в новгородских иконах мы видим выверенную композицию и отточенный рисунок. Для того чтобы уравновесить эту композицию, художник использует прием пересечения двух диагоналей. Одну диагональ мы видим: она указана направлением копья, которое будто благословляется Самим Христом. А другая диагональ может быть прочитана от образа Богоматери. И мы видим тему передачи плата, который становится перевязью Георгия. Для того чтобы продлить эту диагональ и уравновесить композицию, художник узлом «завязывает» и саму перевязь на груди мученика, и хвост коня.

Когда древнерусский художник создавал изображение, он прекрасно понимал, что нужно создать не просто моленный образ, не просто рассказать историю, а создать произведение искусства, которое своей красотой свидетельствовало бы о красоте небесного мира. Поэтому гармония и выверенность очень важны в искусстве древних мастеров. Мы видим типичный новгородский колорит. Художник здесь использует такие открытые яркие цвета, которые в своем сопоставлении создают праздничный нарядный образ: киноварь плаща великомученика Георгия, белый цвет его коня и разные оттенки зеленого на поземе. Изображение Богоматери в этом сюжете нам неизвестно ни по одному памятнику, дошедшему до нашего времени. Еще эта икона примечательна тем, что она участвовала в первой легальной выставке советских коллекционеров, которая прошла в 1974 году в стенах Музея имени Андрея Рублева.

В древнем зале нашего музея представлены произведения из разных художественных центров. Здесь есть иконы, созданные мастерами из Великого Новгорода, образá из ростовских, вологодских земель... Гордостью нашего музея является богатое собрание произведений из Пскова.

Перед нами – икона «Богоматерь Одигитрия», происходящая из Новгорода. Она датируется концом XV века и является примером того, как древнерусские мастера решали проблему изображения пространства. Многие знают, что в иконописи используется так называемая обратная перспектива и с помощью совокупности определенных приемов иконописцы создают ощущение того, что изображение на иконе как будто выходит в пространство зрителя, молящегося. Пример того, как эти приемы работают в изображении фигуры, можем увидеть как раз на этой иконе. Богоматерь с Младенцем изображена так, что мы видим не просто ее плечо, а даже немного спину, а у Ее главы мы видим обе височные стороны. Художник как будто расправляет на плоскости объемное изображение, зная, что человеческий глаз так устроен, что считает это как выход изображения с поверхности. Фоном этой иконы когда-то было золото. Мы сейчас еще можем увидеть, как его фрагменты поблескивают.

В древности фон золотился с помощью сусального золота – тончайших золотых листочков, которые наклеивались на доску. В эстетике христианского искусства очень важное место занимает золото как метафора света, при этом света нетварного, Божественного. Если золото хорошо положено и правильно отполировано, может создаться ощущение, что поверхности иконы вообще нет. Золото развоплощает поверхность, и мы видим золотое сияние и мистическое пространство, наполненное этим сиянием, из которого в ответ на наши молитвы выступает образ Самой Пресвятой Девы с Младенцем.

Мы видим образ Богоматери «Одигитрия». Это один из основных пяти вариантов изображения Богородицы. Она держит Младенца Христа, но не прижимает к Себе, а демонстрирует Его миру. Мы видим Ее указующий жест, Она указывает на Христа как на путь спасения. Этим и объясняется название подобной иконографии как «Одигитрия», что в переводе с греческого языка значит «Путеводительница».

Перед нами – замечательный памятник XVI века зеленофонный «Спас Вседержитель». Эта икона была приобретена Михаилом Юрьевичем Абрамовым у московского коллекционера Сергея Николаевича Воробьева. Когда Михаил Юрьевич задумал создавать музей, прежде всего он приобретал иконы: многие из-за рубежа, а многие – у российских коллекционеров. А Сергей Николаевич – потомственный коллекционер. Еще его отец в 60-е годы начал собирать иконы. Он принадлежал к так называемым коллекционерам-романтикам. Эту икону Сергей Воробьев (как он сам рассказывал) увидел однажды на вернисаже. Она продавалась и была огромной черной доской. Было понятно, что доска древняя, но под потемневшей олифой и копотью совершенно невозможно было разобрать никакое изображение. Приобретение такой иконы – это, конечно же, риск, потому что можно потратить средства и увидеть, что живописи не сохранилось на древней доске. Но тогда Сергей Николаевич рискнул, приобрел эту икону. И после раскрытия оказалось, что в очень хорошем состоянии сохранности до нашего времени дошло изображение Христа. Когда специалисты стали изучать эту икону, выяснилось, что она является списком (как это говорилось в древности – «в меру и образ») с иконы Спаса из звенигородского чина. Три иконы из звенигородского чина сейчас находятся в Третьяковской галерее. А это произведение было создано более чем через сто лет как список с главного образа Христа.

Когда мы говорим о древней художественной традиции, часто можно услышать о так называемых списках. Это была очень интересная практика, когда художники, приступая к созданию какого-то произведения, прежде всего старались обратиться к уже прославленным образам и нередко повторяли их даже в размер, как это произошло и с нашей иконой. Но, создавая список, древние мастера прежде всего повторяли иконографию, особенности рисунка, а когда заходила речь уже о живописи, о работе с цветом, то здесь каждый мастер работал абсолютно самостоятельно. В этом смысле каждый список является самостоятельным авторским произведением.

В этом прекрасном зеленофонном Спасе мы угадываем очертания первого образа, Спаса Звенигородского, но видим, что художник иначе решает эмоциональный строй этой иконы. Христос как будто устремлен вверх. Художник даже немного вытягивает нимб вверх. А с другой стороны, взгляд Христа… С ним может встретиться верующий, и, приглядываясь к этому образу, мы можем заметить, что глаза у Спасителя улыбаются. Эта икона датируется тридцатыми годами XVI века и происходит из среднерусских земель (возможно, связана с ростовской художественной традицией).

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать