Хранители памяти. Деревянные произведения на экспозиции в Музее имени Андрея Рублева. Часть 4

5 декабря 2023 г.

Мы завершаем рассказ о деревянных резных и скульптурных памятниках церковного искусства, которые представлены на основной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. В этом выпуске заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела музея, кандидат исторических наук Елена Владимировна Давыдова расскажет о резных царских вратах, скульптурах преподобного Нила Столобенского и других произведениях.

Мы продолжаем рассказ о деревянных скульптурных произведениях, которые можно увидеть на основной экспозиции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Елена Владимировна Давыдова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева, кандидат исторических наук:

– В XVI–XVII веках получают распространение Царские врата, украшенные растительным ковровым узором. Дело в том, что Царские врата олицетворяли идею вхождения в рай, поэтому растительные элементы были очень популярны в их украшении. К сожалению, врата дошли до нас не в первозданном виде. Изначально они были позолоченные. Сейчас позолота сохранилась только в углублениях рельефа. Фон был покрыт красно-синей краской. То есть врата выглядели очень нарядно.

Вы видите Царские врата второй половины XVIII века – характерный памятник культуры барокко, очень нарядный и красивый. Они почти полностью позолочены… Как известно, со временем менялись стили и некоторые грани понимания и символики церковного искусства. Здесь золото олицетворяет Божественный свет и радость соединения со Христом.

На этих вратах вы видите скульптурные изображения евангелистов. Надо сказать, что во второй половине XVIII века были очень популярны рельефные Царские врата. В иконостасах, как правило, было обилие ангелов, херувимов и некоторых других фигур символико-догматического характера.

Помимо изображений евангелистов, которые, как известно, несли благую весть, поэтому занимали основное место на Царских вратах, очень часто изображалась сцена Благовещения, связанная с воплощением Христа, а также Тайная Вечеря, моление о чаше и некоторые другие сюжеты, как правило, имеющие отношение к литургии. Эти врата происходят из деревянного храма Юрьев-Польского района. В свое время они были перевезены на территорию города, отреставрированы. Они были созданы в XVII веке.

Казалось бы, деревянный храм где-то во Владимирской области. Тем не менее он обладал очень богатой коллекцией. Помимо этих врат еще были вывезены оттуда иконы, они занимают достойное место в нашем собрании. Это было в 60-е и в начале 70-х годов, когда храм стоял открытый всем ветрам. И если бы сотрудники музея не вывезли эти экспонаты, они бы просто погибли.

Эти врата свидетельствуют о достатке местных жителей и их благочестии, потому что стоили такие изделия очень дорого. Понятно, что резная работа считалась более дорогой, чем живописная, и здесь есть золочение, тоже очень дорогая техника. Тем не менее местные жители находили средства и желание украшать свои храмы.

Перед вами еще один фрагмент Царских врат (к сожалению, сохранился только их фрагмент, он был приобретен уже в 90-е годы по закупке от частного лица). Здесь вы видите двух евангелистов. Это нижняя часть Царских врат, что заметно по профилированному нижнему краю. На второй створке изображались еще два евангелиста, а в верхней части Царских врат, видимо, была рельефная сцена Благовещения.

Представляет интерес и фигура первосвященника – пророка Аарона. Она тоже связана с Царскими вратами, поскольку находилась возле них на столбиках. Аарон и Моисей в XVIII веке часто устанавливались в верхней части Царских врат как ветхозаветные прообразы Спасителя. Большой интерес посетителей всегда вызывает голова Иоанна Предтечи. Она сделана столь натуралистично, что некоторые, входя в наш зал, даже пугаются в полумраке: им кажется, что это настоящая отрубленная голова.

Такие скульптурные образы получили распространение в России в XVIII и в XIX веках. Интересно, что если во второй половине XIX века скульптуры уже, как правило, не изготавливались (была другая мода – возвращение к корням, к раннему византийскому наследию), то образы главы Иоанна Предтечи создавались постоянно, даже в начале XX века. И для облегчения труда мастера использовали уже не резьбу по дереву, а часто гипсовую отливку.

Иоанн Предтеча очень почитался на Руси. Существует достаточно много праздников, посвященных ему. И три из них посвящены именно главе Иоанна Предтечи (усекновению и двум обретениям его главы). Самый распространенный образ в скульптуре – это именно глава Иоанна Предтечи на блюде. Как мы знаем из Евангелия, в таком виде палач подал ее Саломии, дочери Иродиады, которая плясала на пиру у Ирода и попросила в награду главу Иоанна Предтечи.

Известно, что крестоносцы во время Четвертого крестового похода перевезли главу Иоанна Предтечи из Константинополя во французский город Амьен. Она находится там до сих пор, с 1206 года. Это череп без нижней челюсти, окованный золотыми листами и находящийся на золотом блюде. Видимо, эти мощи Иоанна Предтечи и послужили образцом для изготовления в резьбе, в объемном материале его скульптурных голов. Изначально они распространялись в Западной Европе, а затем проникли и в Россию.

В XIX веке скульптура почти не изготавливалась. Интересное исключение сложилось в Осташковском уезде вокруг Нило-Столобенской пустыни. Это небольшие фигурки преподобного Нила Столобенского. Известен ряд довольно больших храмовых фигур, но в основном это небольшие статуэтки, предназначенные для паломников Нило-Столобенской пустыни.

Здесь образ святого очень условный и восходит к его житию, из которого известно, что преподобный Нил никогда не ложился, а усмирял свою плоть тем, что отдыхал, опираясь подмышками на вбитые в стену пещеры, где он жил, костылики. В таком виде он и скончался. Есть предположение, что, возможно, в таком виде были обретены его мощи в 1667 году (это был XVII век, расцвет скульптурных изображений). Возможно, была и его скульптура того времени.

До нас дошла более поздняя скульптура конца XVIII века, она сейчас находится в музее Нило-Столобенской пустыни. Преподобный Нил Столобенский изображен примерно в таком же виде, но чуть более реалистично. А эти фигурки – копии, как я предполагаю, скульптуры середины XIX века, которая, видимо, была создана в это время в качестве замещения той самой чудотворной скульптуры.

Эти фигурки получили большое распространение. Как правило, все паломники хотели увезти на память именно образ преподобного Нила в том самом объемном виде, как и чудотворная скульптура. Интересно, что до сих пор в селениях у людей встречаются в киотах и три, и четыре фигурки преподобного Нила, рядом стоящие, по количеству паломничеств, совершенных в Нило-Столобенскую пустынь.

Наш небольшой зал древнерусской скульптуры, конечно, представляет не все этапы развития этого вида искусства, есть большие лакуны. Но поскольку скульптуры вообще мало собирали, еще меньше их выставляют в музеях, то приглашаю всех прийти и посмотреть воочию, что же это такое на самом деле.

Ведущая Елена Чач

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать