Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Николай Антипин, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного исторического музея Южного Урала (до 2016 г. – Челябинского государственного краеведческого музея):
– История храма во имя святого благоверного князя Александра Невского началась в 1881 г. с часовни. В марте 1881 г. был убит император Александр II, и в этот момент появляется идея в Челябинске на западной окраине поставить часовню-памятник в память об этом трагическом событии. Часовню поставили, освятили ее во имя Александра Невского, а затем, спустя почти уже два десятилетия, в конце 1890-х гг., возникает идея построить новый храм.
Горожане обратились с предложением разработать проект храма к известному архитектору Александру Померанцеву, он согласился. В 1907 г. проект утвердили и приступили к строительству.
Н. Антипин:
– Померанцев работал в краснокирпичном русском стиле XV–XVI вв. – пузатые колонны, богатый декор (потом архитекторы насчитали на фасаде храма 54 вида кирпича). Но проект был реализован не весь, и по этому рисунку мы видим, что предполагалась мозаика по фасаду, а также две скульптуры (их тоже не успели сделать). Постепенно, может быть, это и сделали бы, но революция помешала.
На возведение храма активно жертвовали средства горожане, крупный вклад (5 000 рублей) внес император Николай II.
Н. Антипин:
– Торжество состоялось 4 декабря 1911 г. (в газете «Голос Приуралья» 6 декабря 1911 г. была опубликована небольшая заметка «Открытие храма»). Приехал епископ Дионисий из Оренбурга, было большое собрание: собралось все духовенство города, и состоялось освящение нового храма. Были и общественные деятели, и в газетах, не только в «Голосе Приуралья», это нашло освещение – настоящее торжество. К этому моменту уже были установлены 13 крестов, несколько колоколов установили, но не было иконостаса, не было росписи…
При советской власти в 1930 г. храм закрыли, здание использовали под различные нужды (типография, склад, планетарий), в начале 1980-х гг. отдали филармонии и разместили орган. В 2010 г. областные власти впервые заговорили о переносе музыкального инструмента, и через три года храм окончательно вернули верующим.
Протоиерей Борис Кривоногов, настоятель храма:
– Когда убрали орган, храм находился в аварийном состоянии. Были очень серьезные проблемы с подтоплением подвала – технические воды, грунтовые сезонные воды, был нарушен замок в гидроизоляции, внутри стоял огромный чиллер, установка для преобразования воздуха в кислородную смесь для определенной влажности для органа. В подвале стоял целый завод, который оказывал воздействие на несущую способность храма. Плюс большой проблемой было то, что в храме были трещины; и трещина в куполе постоянно увеличивалась: орган стоял на месте алтаря, и там была огромная подушка из бетона, которая давила на конструктив храма.
Отец Борис вместе с прихожанами шаг за шагом начал восстанавливать поруганный храм: документы, обследование состояния, «Главгосэкспертиза». Постепенно дошли до Министерства культуры России, принявшего решение реставрировать челябинскую церковь.
Протоиерей Борис:
– Министерство культуры Российской Федерации объявило тендер, который выиграла компания из Петербурга «Ренессанс-Реставрация». Ее работники сейчас заняты на храме. Я считаю, что это великая милость Божия для нашего города, поскольку к нам пришли реставраторы-профессионалы.
Реставратор:
– Год назад, придя на объект, мы увидели храм, покрытый несколькими слоями краски советского периода. При расчистке фасада увидели истинное положение дел: в каком состоянии кирпич находится и что с ним надо делать. В советское время храм перестраивался несчетное количество раз под различные нужды. В соответствии с ними были сделаны новые оконные и дверные проемы, подвалы, новые ярусы – и это прямым образом влияло на конструктив.
Реставраторы работают ювелирно, каждый кирпич подвергли ревизии; многие уже рассыпались, и их потребовалось заменить. Челябинский завод «Кемма» взялся поставить новый материал, для предприятия это стало определенным вызовом, ведь для храма нужен неформатный кирпич высокого класса: чтобы не отличался от дореволюционного.
Реставратор:
– Мы сейчас находимся на участке, где полностью перебрали наружную кирпичную кладку с фигурными элементами; она соприкасается со старой кирпичной кладкой.
Мастера заменили и весь материал, который соединял кирпичи: советский цемент мешал им дышать, и они постепенно приходили в негодность. В итоге все швы поменяли и сделали аккуратным валиком, как творили каменщики 100 лет назад.
Реставратор:
– В настоящее время ведем работы по установке линейного окрытия, которое у нас будет из меди – благородного материала, соответствующего той эпохе. Медь, с одной стороны, защита от непогоды и других внешних осадков, с другой стороны, она служит украшением – храм заиграет новыми красками: мы не будем закрывать эту архитектурную красоту краской. Мы увидим красивый отреставрированный кирпич, линейное окрытие, ведь и кровля у нас будет медная, позолоченные главки и кресты. В новом убранстве храм просто засияет; это будет место силы и притяжения не только для всего Урала, но, может быть, и для всей России.
На одном из участков обнаружили старую главку: праздничный декоративный элемент фасада большевики просто скинули и бросили.
Реставратор:
– Мы по этим главкам поняли и форму кирпичного основания главки, и как она была сделана, и какие виды кирпича применялись. Мы всё воссоздаем в прежнем виде. Спасибо, что не уничтожили до конца. И колокольня, и главки шатрового выполнения кирпичные, резные: это все было трудоемко для каменщика, но храм считался нарядным, был центральным местом, где проходили различные и богослужения, и праздники для всех горожан и гостей города.
Протоиерей Борис:
– Мы благодарим Господа Бога за то, что произошло; несмотря на все разрушения и повреждения конструктива, Господь дал нам именно тех специалистов, которые воссоздадут всё в еще лучшем варианте, ведь реставрация ведется по медицинскому принципу «не навреди». Мы нашли то, чего вообще не должны были найти по определению. Мне говорили: «В лучшем случае вы там найдете один парус в росписи; или полтора – это максимум, что там есть». А мы нашли 400 м² великолепной росписи.
Художник-реставратор:
– Идентифицировать историческую живопись было невозможно: все находилось под многочисленными подслойными закрасками. В некоторых местах (в частности, в алтаре) доходило до 8–9 слоев – у нас остались контрольные участки, где показано последовательное снятие слоя за слоем.
Один из первых участков найденной живописи – композиция «Бог Саваоф», ниже находилось распятие, но, к сожалению, в советское время было варварски уничтожено – остались одни ручки от распятия. Видимо, в алтарной части прорубалось окно, и часть кладки была разрушена, потом заменена на более позднюю кладку. Сейчас все перекладывалось, и эта композиция распятия будет восстанавливаться.
Сантиметр за сантиметром реставраторы отвоевывали у краски и лепнины старинные росписи.
Художник-реставратор:
– На покровных арках под лепниной скрывались лики святых в медальонах. К сожалению, остались штрабы от подготовки к монтажу лепнины: ее готовили варварским способом; монтировали – прорубали до самого кирпича, но какие-то лики нам удалось сохранить, и это большая находка, ведь изначально мы не подозревали, что под лепниной скрывается авторская живопись.
Радостное открытие поджидало питерцев в самой верхней точке центрального свода.
Художник-реставратор:
– Здесь располагалась огромная лепная люстра, обильно украшенная лучами лепнины, – это все делалось в советское время. Когда мы начали послойно счищать эту лепнину, заметили часть изображения Бога Отца… Мы еще не знали, что это за композиция, и пытались угадать расположение лика. Как раз я начал расчищать участок: это композиция «Святая Троица». Очень печально, что в центре, на изображении Святого Духа, было прорублено отверстие с крыши, и в советское время там располагалась лебедка, которая, может быть, опускала и поднимала более позднюю люстру.
Настоящим потрясением стала композиция «Радость праведных о Господе» (аналогичную работу Виктора Васнецова можно увидеть во Владимирском соборе Киева).
Художник-реставратор:
– Изначально Васнецовым она задумывалась как триптих и располагалась по кругу. Символизирует она вход праведников в ворота рая, то есть по центру над алтарем мы видим главенствующие силы: архангелов, которые впускают в ворота рая всех праведников, видим всех основных святых. Лик выполнен по всем законам монументального церковного искусства, он впечатляет как находящегося рядом с ним в полуметре, так и в десятках метров, так он и должен восприниматься. Что характерно, у Васнецова в оригинале эта композиция располагается в вертикальном барабане, а здесь она больше развернута на зрителя, то есть впечатление от нее будет гораздо сильнее: и заметить, и рассмотреть эту композицию будет гораздо проще, нежели в Киевском соборе.
Среди святых образы мучениц Варвары и Екатерины, Ольги и Владимира, Бориса и Глеба. Здесь же святитель Спиридон Тримифунтский, особо почитаемый в храме на Алом поле, куда его святые мощи трижды привозили из Московского Данилова монастыря.
Художник-реставратор:
– Когда перед нами целиком открылась большая композиция, никаких сомнений в ценности этой живописи уже ни у кого не возникало. Мы предполагаем, что в любом случае это были люди, имевшие академическое профессиональное образование, связанные с бригадой или коллективом Васнецова, будь то его ученики либо люди, которые могли воспользоваться его эскизами или картонами: даже если они и видели оригинал, по наитию перенести его сюда было невозможно; это я говорю как профессионал.
Все росписи будут бережно восстанавливать теми материалами, которые использовались при строительстве храма.
Художник-реставратор:
– Мне кажется, очень символично, что в храме Александра Невского реставрацией занимается компания из города на Неве. Как раз напротив алтаря на западной части композиции прямо в алтарь смотрит фигура главенствующего святого этого храма – Александра Невского.
Протоиерей Борис:
– Мы получим не просто замечательный храм, он будет укрепленный, будет лишен всех недостатков. Я надеюсь, когда будем открывать его, это будет праздник не только для города, но и для всей области.
Ведущая программы Наталья Драчева
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Обзор прессы. 6 мая 2024
Преображение (Челябинск). 6 мая 2024
Православный календарь (Якутия). 6 мая 2024
Из жизни епархии (Уварово). 6 мая 2024
Лампада (Новополоцк). 6 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!