Из своего личного опыта обучения в Московской семинарии и далее опыта священника могу сказать новоначальным: нужно начинать с жития святых. Например, житие Дмитрия Ростовского – самая простейшая житийная литература. Есть описания жития святых каждого дня. Если бы мы читали хотя бы эти краткие поучения, жизнеописания этих святых ежедневно, у нас была бы огромная пища для размышления на целый день, а порой и на неделю. Пропустили денек – на другой день прочитаем.
Допустим, можно перечитать все жития Оптинских старцев – невероятно богатые материалы. Можно взять менее пространные, если тяжело читать большой объем. Это будет огромный материал для нашего понимания молитвы, поста, взаимоотношений друг с другом, аскезы, отношения к Церкви. В их жизнеописании есть какие-то строки из их высказываний, мы узнаем, как они вели себя и что говорили другим людям.
Потом можно перечитать письма какого-либо старца. Сейчас много писем напечатано. Можно взять, например, томик из преподобного Макария Оптинского, Амвросия Оптинского или какого-то другого старца. Мы поразимся, что, отвечая на письмо духовного чада (не важно, мужчины или женщины, священника или чиновника), этот старец отвечает и на наши вопросы. Ведь вопросы тех людей точно такие же, какие бы мы сегодня задали этому старцу. Нет ничего нового под солнцем. Все по-прежнему движется так, как и тысячи лет до этого. Наши страсти, сомнения, искушения, грехи и добродетели одни и те же. И если не все, то многие вопросы и ответы будут в точности подходить для нашей жизни и деятельности.
Можно взять литературу чуть посложнее, например «Лествицу» Иоанна Лествичника. Это достаточно легкая, понятная книга, в которой описываются тридцать три ступени для духовного совершенствования, способы борьбы со страстями и приобретения добродетелей. Эту книгу нужно перечитывать, наверное, каждый год, особенно Великим постом. Так делают многие православные христиане в монастырях и в миру.
Помимо этого сегодня есть много такой литературы, которую я бы назвал «православной художественной». Она очень легко читается и при этом назидательна. Я не могу перечислить всего, даже толики. Могу назвать, например, книгу отца Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин» (есть и аудиокнига).
Мы погружаемся во времена раннего христианства, в VII–VIII века, во времена, когда кипело иконоборчество. Молодой Иоанн Дамаскин приезжал ходатайствовать перед константинопольским императором за храм Воскресения Христова, который мусульмане хотели разворовать: забрать изумительные колонны, мрамор. Потом было искушение. Иоанн выступал против иконоборчества, и его обвинили в измене дамасскому халифу, у которого он был министром по делам христиан. Халиф отрубил ему руку. Потом эта рука приросла по молитвам к Божьей Матери. Халиф извинился за то, что ошибся, попросил Иоанна вернуться. Но тот ушел со своего поста министра по делам христиан при дамасском халифе, который занимали его отец и дед, и ушел в лавру Саввы Освященного.
Той самой рукой, которая приросла по его молитвам, он написал множество песнопений в честь Божьей Матери и Сына Ее Иисуса Христа. «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род» – это одно из песнопений. Он написал почти всю пасхальную и рождественскую службы, стихиры, канон, тропари и многие другие богослужебные тексты. Также это был изумительный поэт и писатель. Икону Божьей Матери, перед которой он молился, Иоанн взял с собой из дома в монастырь. Он приделал к ней серебряную руку (третью), и сегодня икона называется «Троеручица».
Так в художественных красках отец Николай описывает VII–VIII века, Дамаск и Константинополь, рассказывает изумительную историю Иоанна Дамаскина. Конечно, такая литература легко усваивается и дает особый взгляд на христианскую историю. Конечно, есть более серьезная литература, допустим, «Добротолюбие» того же Иоанна Лествичника и другие творения святых отцов. Но все они читаются по-разному: что-то попроще, что-то посложнее. Например, Симеон Новый Богослов читается сложно – его, наверное, надо чуть позже читать. Есть довольно легкие творения Василия Великого, Иоанна Златоуста. Их богословские труды, может быть, достаточно сложные. А, например, проповеди Иоанна Златоуста или «Шестоднев» (рассказ о шести днях творения) Василия Великого – это очень важное и в то же время довольно простое чтение. А дальше нужно изучать уже серьезные богословские труды, имея некую платформу, основание.
Что касается того, как отличать сектантскую литературу: я-то, безусловно, отличу с первых строк. Но людям новоначальным нужно смотреть на одно условие. Если на книге написано, что издание одобрено или благословляется Издательским советом Русской Православной Церкви (сегодня такой гриф имеет вся православная духовная литература, это условие для ее напечатания), значит, можно читать. Если грифа нет, читать не надо, лучше посоветоваться с грамотным священником. Вот несколько слов, очень важных для понимания, что и как читать.
Записала Анна Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!