ЧЕСТНОЕ МНЕНИЕ: Третья мировая мирная война. Премьера клипа

19 апреля 2023 г.

Стихотворение Александра Дьячкова "Третья мировая" было написано в 2011 году. Поэтический текст стал песней (аранжировка Алексея Полянина), а затем - клипом.
О создании клипа рассказывает режиссёр проекта Светлана Ладина. Премьера клипа.

– Новый клип я хочу предложить вашему вниманию. Это будет премьерный показ в нашем эфире. Вкратце история создания клипа такова: примерно месяц назад ко мне подошел мой коллега, ведущий телеканала «Союз» Алексей Полянин, профессиональный музыкант, и сказал, что вместе с поэтом Александром Дьячковым они записали песню, на которую хорошо было бы сделать клип.

Я знаю стихи Александра Дьячкова, их глубину и оригинальную форму, читаю их с интересом. И у меня есть любимое стихотворение, может быть, постоянные наши зрители его вспомнят, оно уже звучало в эфире, я с удовольствием его прочту еще раз.

(Стих «Нечаянная радость»)

Некий беззаконный человек,

снова собираясь на разбой,

помолился – тоже мне, стратег! –

перед ликом Девы Пресвятой.

На иконе выступила кровь,

и спросила Дева у него:

– Для чего ты, грешник, вновь и вновь

распинаешь Сына Моего?..

Вы зевнете, скуки не тая:

что, мораль? В наш умудренный век?..

Это я, читатель, это я

некий беззаконный человек!

И вот так же, с христианским видением мира, человека, более десяти лет назад (подчеркиваю – в 2011 году!) Александр Дьячков написал стихи, а затем и песню, которая называется «Третья мировая». Название страшное, особенно в наше время, когда одним из основных глубинных страхов многих людей стала перспектива ядерного армагеддона. Но песня не об этом. Она – о духовных битвах, однако их исход не может быть не связан с земными событиями. И в этом смысле поэтический текст Александра Дьячкова перекликается с трудом святителя Николая Сербского «Война и Библия». Наверняка вы его читали, а если нет – очень рекомендую, он есть в сети Интернет.

И вот текст насколько точный, настолько же и сложный – и в то же время простой. Я сейчас говорю о стихах и песне. А в контексте нашего времени он звучит еще и более многозначно, чем звучал бы несколько лет назад. И, признаюсь вам, что, послушав студийную версию этой песни, я переживала противоречивые чувства. С одной стороны – тут все правда, нужно делать клип, это может принести духовную пользу. А с другой стороны – а как это делать? Каким видеорядом все это можно проиллюстрировать?

И бывают такие моменты, когда Господь начинает Сам все складывать, давать явные подсказки и направлять. И вот увиделась система образов, возникли технические решения, и – сделаю еще одно признание – ранним утром назначенных съемок я проснулась с мыслью: что мы делаем? Что у нас вообще может получиться? Сейчас я точно знаю, что это было искушение. Конечно, на съемки я поехала. И в процессе родились те самые верные решения и пришло уже окончательное ясное понимание основного направления, которое должно быть в клипе.

Песня много шире по смыслу, чем клип. Но клип, как его режиссер, я вижу именно так, главное направление я вижу в теме, которую считаю ключевой.

(«Третья мировая». Автор слов Александр Дьячков, исполняет Алексей Полянин)

Мы на фронте с тобой не бывали,

мы с тобой не сидели в плену,

только нас назовете едва ли

непрошедшими через войну.

Не давали нам высшую меру,

не гноили в родных лагерях.

Мы прошли через ложную веру,

мы разочаровались в богах.

Нас опутали ласковой сетью,

приучили ко сну.

Брат мой, брат, мы придем через третью

мировую мирную войну.

Ты меня на допросе не выдал,

я в застенках тебя не пытал,

но у нас обозначился идол,

потому что разбит идеал.

Нашим идолом стали карьера,

деньги, вещи, тэ дэ и тэ пэ,

помоги, православная вера,

поколению, мне и тебе.

Гонят нас информации плетью,

опускают ко дну.

Брат мой, брат, мы бежим через третью

мировую мирную войну.

Мы с тобой не ходили в атаки,

не теряли в окопах друзей,

но мы прошли сквозь гражданские браки,

есть аборты, но нету детей.

Порнографией, блудом, жаргоном

выжигали сердца нам легко,

постоянно бывая влюбленным,

я любить не могу никого.

Мы кимвалами стали и медью,

вспомнить Павла дерзну.

Брат мой, брат, мы летим через третью

Мировую мирную войну!

Мы с тобой понимали искусство

как пустышку, иллюзию, бред,

загляни в наши тексты – там пусто,

потому и читателя нет.

Убивали Беслан и Цхинвали,

предавали Донбасс или «Курск»,

мы расчетливо в тексты вставляли

симулякры, центоны, дискурс.

Оскопили художника лестью,

Замельчив глубину.

Брат мой, брат, мы ползем через третью

мировую мирную войну.

Водкой мерится русская удаль,

наш народ пьет уже целый век,

вот и вышло: не выпьешь покуда,

ты практически не человек.

Посмотри, как деревню сбухали,

как скурили, сторчали страну,

все поэты боятся морали,

но закончить моралью рискну.

Если мы в двадцать первом столетье,

не увидим вину,

брат мой, мы не пройдем через третью

мировую мирную войну!

Я очень люблю трилогию Джона Толкина «Властелин колец». Если вы ее читали, то поймете образ, о котором я хочу сказать. Если не читали или не приемлете – вспомните русскую народную сказку про Кощея Бессмертного.

Армии и отдельно взятые богатыри могут сколько угодно сражаться. Но в это же время к огню Роковой горы с кольцом всевластья, чтобы его уничтожить, упорно идут два маленьких хоббита, и от их успеха зависит военная победа и будет ли вообще жить мир людей или тьма поглотит его. Иван-царевич может быть сильномогучим богатырем, но если не найдет и не сломает иглу, лежащую в яйце, а яйцо – в утке, а утка – в зайце, а заяц – в сундуке на дереве и так далее, – то Кощея ему не одолеть.

И это самое «кольцо всевластья» (или «смерть Кощеева на конце иглы») – это, я считаю, практика узаконенного детоубийства, узаконенного смертного греха.

Он совершается при финансовой поддержке государства, совершается со времен воцарения богоборческой власти и до сей поры. И не случайно в клипе вы видите памятник Царственным страстотерпцам, потому что именно с убийством святой царской семьи стала возможна эта кровавая вакханалия, цена которой – двести миллионов жизней.

Поэтический текст Александра Дьячкова перекликается с трудом святителя Николая Сербского «Война и Библия».

«Причины будущей войны заключаются в отступничестве от Бога и идолопоклонстве христианских народов и их вождей. Причины эти тождественны с причинами войн, от которых страдал и погиб Израиль, бывший некогда солью и светом мира. Эти причины должны быть быстро уничтожены покаянием и возвратом к Богу, потому что иначе целый ряд будущих войн, несомненно, приведет к гибели христианские народы, но не само христианство».

Я напомню, что святитель Николай Сербский – личный враг Гитлера, узник Дахау. Человек, проживший две мировые войны. И человек, который написал слова, регулярно звучащие в нашем эфире и очень вдохновляющие: «Вера вечная, вера славная, вера наша православная». По сути – христианский гимн.

Автор программы Светлана Ладина

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать