Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 4 ноября, в День народного единства, Православная Церковь совершает память священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского.
Священномученик Серафим, архиепископ Угличский (в миру Самойлович Семен Николаевич), родился 19 июля 1881 года в городе Миргороде Полтавской губернии.
В 1902 году Семен окончил Полтавскую духовную семинарию и получил место учителя Уналашкинской двухклассной школы на Аляске в Америке. В 1905 году находился на той же должности в Ситке, где был пострижен в мантию епископом Иннокентием (Пустынским) и через месяц рукоположен во иеромонахи.
В 1906 году отец Серафим – настоятель Нугекской духовной миссии в Северной Америке. В 1907–1908 годах он преподает в Ситкинской духовной семинарии. В Америке владыка был сподвижником преосвященного Тихона, будущего патриарха, который высоко ценил ревностного миссионера-аскета.
В 1908 году отец Серафим являлся помощником Владикавказского епархиального миссионера, а в 1909 году – духовником Александровской духовной семинарии в городе Ардоне.
В 1910 году его назначают сначала наместником Могилевского Братского первоклассного монастыря, а затем, по желанию преосвященного Тихона, занимавшего тогда Ярославскую кафедру, переводят на должность наместника Ярославского Толгского монастыря. Там отец Серафим пишет серьезный труд по истории Толгской обители, приуроченный к ее 600-летию. Он открывает школу пчеловодства для мальчиков-сирот, а с началом войны устраивает лазарет.
С 1915 года отец Серафим – наместник Угличского Покровского монастыря. В феврале 1920 года он был хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.
Владыка входил в так называемый «Параллельный Синод», существовавший с молчаливого одобрения Святейшего патриарха Тихона в Свято-Даниловом монастыре. Он был основан священномучеником архиепископом Феодором (Поздеевским) и в него входили видные архиереи: архиепископ Андрей (Ухтомский), епископ Арсений (Жадановский), епископ Серафим (Звездинский) и епископ Гурий (Степанов). Причиной возникновения «Параллельного Синода» следует считать мнение его членов о том, что Патриарший Синод, находившийся под плотным контролем ГПУ, был неэффективен и вынужден был встать на примиренческие позиции.
С июля 1922 года владыка находился в Ярославской тюрьме и после освобождения, в 1924 году, был возведен Святейшим патриархом Тихоном в сан архиепископа. В 1925 году владыка являлся временно управляющим Ярославской епархией.
Священномученик митрополит Иосиф (Петровых), будучи одним из заместителей патриаршего местоблюстителя, на случай своего ареста назначил в 1925 году временных заместителей, в их числе был и владыка Серафим. В 1926 году, после ареста священномученика митрополита Иосифа (Петровых), владыка выпускает послание о вступлении в должность заместителя патриаршего местоблюстителя. Он управлял Церковью до апреля 1927 года, затем передал управление освобожденному из заключения митрополиту Сергию (Страгородскому).
Известно, что в 1927 году владыку вызывали в ГПУ в Москву, где предлагали принять компромиссные условия легализации Церкви, указав кого назначить членами Синода. На это святитель ответил отказом, предложив своих членов Синода и в их числе митрополита Кирилла (Смирнова). «Ведь он же сидит», – говорят чекисты. «А ведь он у вас сидит, освободите его», – отвечал святитель. За такой ответ он был вскоре арестован.
После выхода Декларации митрополита Сергия, святитель примкнул к «Ярославской оппозиции», возглавлявшейся священномучеником митрополитом Агафангелом (Преображенским). С сожалением он писал в январе 1928 года о том, что «поспешно и безоговорочно» передал митрополиту Сергию заместительские права. Он умолял митрополита Сергия проявить мужество и издать другую Декларацию «во исправление первой», которая «отводит от служения истине, а лжи Бог не помогает». Он призывает митрополита обратить взоры к старейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу, передав ему заместительские права.
В апреле 1928 года митрополитом Сергием (Страгородским) владыка был лишен кафедры и запрещен в священнослужении. Вскоре последовал арест, затем высылка из Ярославля в Могилев в Буйничский Свято-Духов монастырь.
В своем январском «Послании ко всей Церкви» 1929 года святитель продолжал обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество», за что вскоре был вновь арестован и приговорен к пяти годам лагеря. Но Послание святителя широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде.
В заключении на Соловках владыка был на общих работах. Таская кирпичи на постройку здания, он упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. В марте 1932 года он был освобожден из лагеря и сослан на три года в Северный край, где возглавил тайную Церковь, ставил священников, совершал постриги. По воспоминаниям духовных чад, «он слабел телесно, но духом был тверд». Он считал, что в эпоху гонений не должно быть централизованного церковного управления, епископ должен сам управлять своей епархией.
Примерно в 1934 году владыкой было написано еще одно послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещенным в священнослужении за свою антиканоническую деятельность, начиная с 1927 года. Для утверждения этого послания в Архангельске состоялся «малый катакомбный Собор», решения которого должны были стать основой для всех ссыльных епископов и духовенства...
В мае 1934 года святитель снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной Церкви» и приговорен к пяти годам лагерей. Заключение отбывал в Сусловском отделении Сиблага. Владыка был расстрелян в лагере 22 октября (4 ноября) 1937 года.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается:
празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.);
и память святых:
равноап. Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца (ок. 167);
семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна (ок. 250; 408–450);
сщмч. Александра, епископа Адрианопольского, мч. Ираклия, воина, и мцц. Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III);
сщмчч. Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева, пресвитеров, и прмчч. Германа (Полянского) и Мины (Шелаева), архимандритов (1937);
сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова, пресвитеров, и преподобномученика Григория (Воробьева), игумена (1937);
обретение мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского (2012);
совершается празднование в честь икон Божией Матери Андрониковской, Якобштадтской (XVII).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и Днем народного единства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!