– Начался Рождественский пост. Завтра праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Накануне в храмах уже звучит катавасия «Христос рождается, славите!» Совсем скоро Рождество, везде праздничная атмосфера. Но у православных идет пост. Как же правильно поститься?
– Поститься надо с умом. Понять, что основной пост – это содержание смирения и мирного состояния души, ума и тела, то есть всей полноты человеческой природы. А кулинарный пост – это уже пособие для того, чтобы сохранять спокойствие и смирение духа. Основная задача поста: соблюсти себя в спокойствии, смирении и подготовиться к встрече Рождества Христова.
– На исповеди, наверное, часто произносится один из грехов о том, что не соблюдал пост.
– К сожалению, да.
– Мы говорим о том, что это все-таки средство. И иногда слышим от священников, что это не очень обязательно и что надо брать пост по силам. Но люди порой воспринимают это так, что раз они находятся в мире со всеми, то зачем тогда каяться в том, что нарушил пост?
– Вопрос не в том, кто чего должен. Это вопрос понимания, как ты это видишь. Если для тебя это действительно является каким-то препятствием для того, чтобы быть ближе к Богу, то почему бы не раскаяться и не изменить свою жизнь? Главное, что это не должно превратиться в какое-то формальное исполнение обязанностей, мол, если съем яйцо или еще что-то скоромное, это отведет меня от Бога. Сам Христос сказал: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст. Порой наши мысли и действия оскверняют нас намного больше, чем всякие другие вещи, которые происходят в нашей жизни.
– Это происходит в любое время, не только в пост.
– Конечно.
– У Вас много детей. Расскажите, как проходят эти дни в Вашей семье. Священники часто говорят нам, как правильно, и всегда интересно, как у них в семьях.
– Этот период времени проходит в приготовлении подарков. У нас в семье сложилась такая традиция. Мы подключаем к этому и других, чтобы собрать как можно больше подарков. Печем печенье, делаем открытки и поделки, потом дарим на праздники Рождества и Пасхи. Это два таких праздника, к которым мы готовимся особенно. Длинные посты. И мы встречаем подарками Рождество, а потом и Воскресение Христово, чтобы поделиться этой радостью с другими, чтобы научиться именно отдавать, а не ждать подарков для себя. Мне кажется, это полезно для детей.
– Получается, весь период поста Вы живете этим?
– Да, приготовлением. Это большие объемы. В прошлый раз мы смогли сделать где-то 350 подарков.
– Ого! И все участвуют?
– Да.
– Очень хорошая традиция. Я знаю, что иногда детям дарят подарки на день святителя Николая. Кажется, эта традиция идет с Западной Украины.
– У нас было разделение, что какие-то подарки дарятся от родителей, а какие-то от святителя Николая. Естественно, это больше для маленьких детей. И дарим все-таки именно на Рождество Христово, а не на сам день святителя Николая.
– Я помню, что получал подарок на день святителя Николая, а потом на Рождество.
Вопрос от телезрителя: «Как исполнять заповедь о почитании родителей, а именно отца, если он с первого года жизни сына не принимал участия ни в воспитании, ни в образовании? Отец никогда не интересовался его жизнью. Сыну уже 22 года. Я никогда не препятствовала их общению».
– Христос и так все сказал. Надо ко всем относиться с любовью, по-другому никак нельзя. Особенно если чувствуешь неприязнь к какому-то человеку, тем более к родителю, то должен понять, что это духовное самоубийство. Ты этим чувством убиваешь самого себя. У нас есть призыв делать другим то, что хочешь, чтобы делали тебе. А все хотят любви и внимания. Кто из нас безгрешен?
– Еще прощения хотят.
– Конечно, все мы просим милости у Бога. Тогда как же мы сами не будем милостивыми?
– А если отец к 22 годам опомнился?
– Даже если и не опомнился. Он же находится в серьезном состоянии болезни. Если произошла такая трагедия, то это живет внутри его. Мы не можем заглянуть внутрь, но я уверен, что для большинства это трагедия. А если еще и сын отвернется, то этим отношением еще усугубит ситуацию.
– Получается, сыну нужно перебороть себя?
– Даже не перебороть. Начать больше молиться за отца, ведь если мы к кому-то испытываем большую неприязнь, то надо дать ему больше любви. Любовь будет рождаться в молитве, и уже через это молитвенное делание человек изменит к кому-то отношение.
– Это работает в том случае, когда есть хоть какая-то духовная жизнь. Обычно же люди очень жестокие, их сердце черствеет.
– Конечно.
– Вопрос задавала мама. Получается, молиться нужно ей?
– Конечно, маме молиться в первую очередь за сына, чтобы он справился с этой ситуацией.
– Вопрос от телезрителя: «Когда захожу в церковь и подхожу к иконам, у меня подступают слезы. Как можно это объяснить? Хорошо это или не очень?»
– Если человек будет пытаться всегда искать этих чувств, то это, конечно, может привести к плачевным последствиям.
– А почему так?
– Потому, что это проявление больше душевное, нежели духовное. И когда человек начинает искать каких-то душевных утех, то, к сожалению, его может увести совершенно в другую сторону.
– Я слышал, что некоторые святые отцы рекомендуют внимательнее отнестись к духовной жизни, если во время молитвы начинаешь плакать.
– Конечно.
– Это не очень хорошо.
– Такие душевные проявления могут негативно сказаться на духовной жизни. Конечно, у кого-то были дары слез. У святых. Но это несколько иные дары. А когда они такого душевного проявления, то, к сожалению, могут сказаться плачевно.
– А можно ли во время молитвы представлять святого или Бога?
– Нельзя. Потому что это опять-таки отсылка к душевному восприятию, и можно быть обманутым. Мы же знаем много ситуаций, когда в виде ангелов или Бога являлись духи злобы, которые уводили человека в сторону. Это одна из серьезных причин, почему святые отцы не то что не рекомендуют, а строго запрещают такие представления.
– Для этого есть икона.
– Конечно.
– Вопрос от телезрителя: «Дочь вышла замуж. Ее дочери 3 года. Муж неверующий и не разрешает крестить ребенка. Как быть в этой ситуации?»
– Самой участвовать в церковной жизни. А как иначе, если он запрещает?
– Нельзя ослушаться. Нехорошо идти против его воли.
– Конечно. Как нам известно: нечестивый муж может спастись благочестивой женой. Приближаясь сама к Богу, она приблизит к Нему и своего мужа, а потом уже и дочь.
– Еще задают много вопросов о том, когда ребенка крестили против воли родителей. Привезли ребенка бабушке, а она покрестила. Родители потом сказали: «Ну ничего». И как будто ничего не было. Как можно это расценивать? Таинство-то совершилось.
– Таинство совершилось, рождение произошло, а дальнейшей жизни не произошло. Ребенок как был вне церковной жизни, так и остался. Рождение подразумевает последующую жизнь, а родители пока не готовы дать эту жизнь. Хорошо, если бабушка взяла на себя такую ответственность и готова вводить человека в церковную жизнь, а не просто исполнить какие-то ритуальные действия.
– Мы с этим сталкиваемся постоянно.
– Поэтому Святейший благословил проводить огласительные беседы перед крещением, чтобы все было осознанно, чтобы мы не создавали такие духовные «консервы», которые, может быть, вырастут и станут христианами. Жизнь христианина начинается с момента его духовного рождения в таинстве Крещения.
– Так у многих людей выражается некая безответственность к нашей Церкви.
– Да, многие просто не понимают смысла всего происходящего.
– А бывало такое, что Вы отказывали в крещении?
– Бывало.
– Говорили: «Вам не надо креститься»?
– Конечно.
– Это касалось маленьких детей или уже взрослых людей?
– И взрослых, и детей.
– А как, по Вашему мнению, можно преодолеть эту ситуацию? Что нужно сделать?
– Сначала надо человеку не просто сказать: «Нет, иди гуляй»; ему нужно обозначить это как болезнь. Если у человека есть болезнь, а врач ему ее не покажет, тот погибнет. Мы должны обозначить эту болезнь, показать ее и сказать, что надо ее изжить и тогда можно будет полноценно участвовать в жизни Церкви. А если человек не собирается отказываться от греховной жизни, то какой смысл входить в эту жизнь, которая должна проводиться в святости и без греха?
– Часто люди даже не понимают эту обычную церковную жизнь в рамках прихода. Просто ходят в храм. Еловский собор большой, там много «захожан». Это проходное людное место со своими традициями. Храм не закрывался. И часто люди не понимают эту церковную жизнь.
Недавно я столкнулся с одной сектой, меня даже пытались вербовать. Они не знали, кто я такой: у меня было скрыто лицо в социальной сети. Это был очень интересный опыт. Я видел среди адептов этой секты очень много простых женщин среднего возраста, которых много в храмах. В основном они там и стоят. Они еще и детей подтягивают в эти секты. Ужасное чувство. Я пытался с ними общаться, мне было интересно, как они туда попали. Кого-то священник обидел, на кого-то бабушка накричала, еще что-то. Люди начинают обижаться, ищут какое-то утешение и так попадают к сектантам. Как Вы думаете, почему так происходит? Ведь к каждому человеку подход не найдешь, к каждому не подойдешь, не поговоришь. Это невозможно. Но в целом как можно было бы исправить эту ситуацию, по Вашему мнению?
– К сожалению, все происходит от скудости нашей любви, потому что мы все больше заняты вниманием к себе, чтобы нас любили. И не так важно, кто ты: священник или мирянин. Когда у нас какие-то сложности, нам проще отмахнуться от проблемы, нежели начать ее решать.
А если все-таки погрузиться в проблему человека, который к тебе пришел, и он почувствует твое искреннее отношение, даже если ты откажешь в чем-то, но объяснишь причину и покажешь пути, как разрешить этот вопрос, это будет восприниматься совершенно по-другому. Самое главное – научиться любить людей. Когда мы будем любить друг друга, то и отношения будут другие; и искать уже будут в том источнике, где будет много этой любви.
– Такое человеколюбие – это дар Божий или можно его приобрести?
– Мы все созданы как образ и подобие Бога и несем в себе частичку этой любви, отображение Бога. Поэтому нам надо только очистить себя от этой сажи греха, который на нас. Потому Церковь и дает всякие инструменты, чтобы нам почистить свою скляницу. И пост – один из них.
– Но при этом не голодать, а как-то разумно к этому подойти. Как говорил один известный батюшка, не есть других.
Вопрос от телезрителя: «В миру у меня одно имя, а в крещении другое. Как это влияет на мою судьбу?»
– Никак.
– Почему? Как так происходит вообще?
– Тут может быть много всяких ситуаций. Например, назвали так, а потом, когда пришли крестить, вспомнили, что дедушка был совершенно с другим именем, и чтобы сделать ему приятное, крестили с другим именем. Кто-то пытается скрыть имя в крещении, боясь каких-то, так сказать, волхований. Такие языческие пережитки. Много всяких причин.
– Вопрос от телезрительницы Людмилы: «Как обрести духовника? Наш батюшка не согласился им быть, я никому не нужна».
– Батюшка отказался не из-за того, что ему никто не нужен, просто, может быть, он не чувствует в себе сил для этого, не чувствует призвания духовника. Все-таки это особый путь. А про то, что никому не нужна… Надо найти, кто нужен тебе. Приложить себя к этому. Как искать духовника? Ну, как грибы: ходят, ищут без червяков, собирают.
– То есть можно священника, скажем так, подбирать под себя? Темперамент, чувство юмора.
– Конечно.
– Это если есть из кого выбирать.
– Благо у нас сейчас много храмов, много священников: можно выбирать.
– Ну, это в Москве.
Вопрос от телезрителя Руслана: «Как почувствовать Святого Духа?»
– Не знаю.
– А Вы чувствовали? Или это интимный вопрос?
– Не то чтобы интимный. Если вернуться к первым вопросам о том, можно ли представлять себе святого, хорошо ли плакать, это опять-таки душевное восприятие. Присутствие Святого Духа какое-то, наверное, таинственное действие. Сложно его квалифицировать.
– Может, какой-то момент счастья?
– Может быть, но я не знаю, что это так. Так или иначе я могу ошибиться.
– При рукоположении, когда возлагаются руки у престола, священниками переживаются какие-то эмоции. Можно ли сказать, что это что-то особое?
– Я переживал какой-то трепет, страх, потому что все-таки это серьезное таинство.
– Незабываемо, да?
– Конечно.
– А можно ли искать Святого Духа? Это реально или нет? Или же надо быть проще и просто причащаться почаще?
– Мне кажется, это опять искание чего-то душевного. «Стяжи дух мирен» – так призывают нас святые.
– Я у сектантов спрашиваю: «А как это можно доказать?» Они отвечают: «Мне это духом святым открылось». А как там, что… Ну, думаешь, ладно.
– К сожалению, духи бывают не только святыми.
– Да, тут уже разговор заканчивается. Доказательств никаких нет, истины нет. Они говорят: «В тебе нет духа, поэтому ты не веришь в это». Тяжелый разговор.
Вопрос от телезрительницы Елены: «Скажите, пожалуйста, какие критерии одежды существуют в Церкви? Как правильно одеваться в храм?»
– Скромно. Так, чтобы это не было смущением для других... Это не должно быть чем-то вопиющим.
– Опять же думать о других?
– Безусловно.
– Вопрос от телезрителя: «Можно ли читать молитвы шепотом?»
– Конечно.
– Вопрос от телезрителя: «Можно ли осенять крестным знамением некрещеную внучку?»
– Почему нет?
– И молиться за нее?
– Обязательно надо.
– Вопрос от телезрительницы Жанны: «Стоя в очереди для принятия Святого Причастия, я увидела, как батюшка вынул частицу из Чаши и начал подносить впереди стоящей женщине, но тут ложечка с частицей как бы разделилась, и ту, с сияющей белым светом живой частицей, кто-то невидимой рукой положил назад в Чашу. Было ли причастие для этой женщины? Я каждый раз при причащении боюсь, что не получу именно святыню».
– Христос говорит: не бойтесь, только веруйте.
– А то, что человеку было это открыто?
– Ну, значит, ей это надо было, чтобы понимать высоту этого таинства. Бояться не надо, в простоте принять, поблагодарить Бога и продолжать спокойную жизнь во Христе.
– То есть абсолютно успокоиться?
– Конечно.
– Нужно ли об этом рассказать священнику?
– Абсолютно необязательно. Ну, если ей легче станет… Я думаю, что она уже много раз рассказала.
– Со Святыми Дарами есть очень много разных правил. Например, если они по-настоящему превращаются в плоть и кровь, священник это покрывает платом и ждет запрета. Правильно? Получается, есть какие-то разные запрещения и так далее. А в этой ситуации можно ли как-то классифицировать такой момент? Или это просто частный случай?
– Я думаю, это частный случай для нее.
– Вопрос от телезрительницы: «Мы с мужем наркозависимые. Как нам молиться? Как очищаться, если мы пребываем в таком состоянии?»
– Это болезнь, и ее, конечно, надо врачевать. Самим не справиться. Очень хорошо прибегать к таинству, просить у Бога помощи избавиться от этого недуга. Любая зависимость – это не только недуг плоти, но и души. Поэтому призывать помощь надо со всех сторон.
– Вопрос от телезрителя: «Нужно ли исповедовать в частной исповеди те грехи, которые были произнесены на общей исповеди?»
– Если это мучает человека.
– Я, кстати, никогда не был на общей исповеди. Но знаю, как это происходит. Я знаю, что такие исповеди практиковались во времена ковида.
– Да, как экстремальные…
– То есть когда нет нормальной возможности исповедовать людей?
– Конечно.
– Вопрос от телезрительницы Анастасии: «Как решиться на исповедь?»
– Когда у тебя уже настолько воспалился аппендицит, что не можешь спокойно существовать, то без хирургического вмешательства никак не обойтись. Так и здесь: когда настолько ощутишь, что тебя убивает грех, то сломя голову побежишь к Врачу душ и телес.
– Вопрос от телезрителя: «Что делать, если муж много времени проводит за компьютером и мало уделяет мне внимания? Меня это очень огорчает и обижает. Как быть?»
– Молиться за него, чтобы он избавился от этой страсти.
– Только молиться?
– А что мы еще можем сделать?
– Провода перерезать. Но будет конфликт.
– Во-первых, конфликт. Во-вторых, это очень легко поправимо. А молитва – это проявление любви. Жена своей любовью будет спасать его от этой зависимости.
– Вопрос от телезрителя: «Как объяснить четырехлетнему малышу, Кто Такой Боженька?»
– Как объяснить? Бог – это Тот, Кто всех любит.
– Как Вы объясняете своим детям?
– Так и объясняю: Тот, Кто всех любит. Мне кажется, что у ребенка несколько иное восприятие, более тонкое, поэтому нет смысла приводить ему какие-то ассоциативные доводы. А что его кто-то любит – это более понятно. Скажешь ему, что это Дух, – он не поймет, надо будет объяснять, что такое Дух, что такое вечный. А так у него есть мама, папа, братья, которые его любят.
– И Боженька любит.
Вопрос от телезрительницы Ольги: «Мне 65 лет, муж умер, 7 лет я вдова. Недавно встретила друга юности, он давно живет один. Предложил сойтись. С мужем мы не венчались».
– Вдова в любом случае имеет возможность заключения повторного брака.
– Для нее это будет первое венчание. Если оба не против, то надо идти венчаться?
– Конечно.
– Вопрос от телезрителя: «Мои дети остались с отцом (силой), и он перевел их в мусульманство. Причем дети были крещеные. Могу ли я молиться за них? И как это делать?»
– Конечно, можно. Как и в случае с бабушкой и некрещеной внучкой.
– Страшная ситуация, трагедия для семьи… А если дети, принявшие мусульманство в таком достаточно юном возрасте, потом, в будущем, решат вернуться в православие?
– Крещение никуда не девается.
– Крещение было. А как это происходит?
– Через покаяние. Если они будут практиковать мусульманскую жизнь.
– А если нет, то, по сути, это профанация. Были ли у Вас на практике такие случаи?
– Таких не было, но из мусульманства крестили.
– Вопрос от телезрителя: «Можно ли брать в крестных католиков? Моего сына крестили, а крестный католик. Видимо, батюшка не совсем разобрался».
– Наверное. У нас нет евхаристического общения с Римско-Католической Церковью…
– Вопрос от телезрителя: «Переходит ли на жизнь новорожденного судьба того святого, именем которого его назвали?»
– Нет, конечно.
– Но мы же выбираем небесных покровителей.
– Да, но не по судьбе.
– Да, верно, но накладывает ли это какой-то отпечаток на жизнь человека?
– Не знаю.
– Я помню, в семинарии спрашивали: «Как тебя зовут?» – «Сергей». – «О, преподобный». – «А тебя как зовут?» – «Илья». – «О, пророк».
– Если ты следуешь жизни своего святого, то, безусловно, это накладывает на тебя отпечаток. А если не следуешь его жизни, то нет.
– Мы часто говорим об общении с Богом в молитве или даже об обращении к Нему в каких-то бытовых моментах: «Господи, помоги». Со святым тоже так можно?
– Конечно. А как еще?
– А Вы общаетесь?
– Конечно. Прошу, чтобы он за меня замолвил словечко перед Богом.
– Общаетесь как с живым?
– Конечно. А какой он? Все живы.
– А как понять волю Божию по определенной ситуации? Можно ли какую-то ситуацию, складывающуюся в жизни, как бы попытаться оценить, что это от Бога? Как это происходит? Есть ли какой-то способ это определить?
– Всё по любви. Если по любви, значит, от Бога.
– Бывает и не по любви.
– Конечно, если ты хочешь сделать что-то дурное, то это будет не воля Божья. Воля Божья в том, чтобы мы стали такими же, как Он: совершенными в любви и святости. И всё. А остальные компромиссы от лукавого.
– Это легко понять людям, которые ведут какую-то духовную жизнь.
– Не надо искать другой воли Божьей. Потому что, к сожалению, в этих поисках человек теряет суть жизни. Начинается: надо ли мне выйти замуж? Ищет старца, потом старец не подошел – надо искать другого старца. В таких поисках проходит вся жизнь, а воля Божия так и не открыта. Но все уже давно открыто. Христос пришел и сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, все остальное будет к этому прикладываться». Вот и вся воля Божия – в поиске Царства Божьего, Царства любви.
– Предположим, что человек живет своей жизнью, у него есть жена и дети, и что бы в этой жизни ни происходило, все проецируется на то, как мы должны поступить, чтобы попасть в рай.
– Да, конечно. Все проще и ровнее. Все эти поиски всяких чудес и знамений не нужны; Христос сказал, кто их ищет.
– Есть много бытовых вопросов. Например, такой: «Подскажите, пожалуйста, как правильно сформулировать свою исповедь, если я часто исповедуюсь – и каждый раз одни и те же грехи?»
– Если человек так часто исповедуется, то он все прекрасно знает.
– Но он говорит: одни и те же грехи.
– Если он их совершает, пусть говорит.
– А если прийти на исповедь, зная, что ты совершал все те же грехи, но их не называть, потому что ты уже к ним привык?
– Если привык, это уже плачевно.
– Но ты, допустим, не говоришь эти грехи, а говоришь одну реальную проблему, которая тебя просто ровняет с землей. Достаточно ли такой исповеди или надо все-таки выговорить все, что натворил?
– Если человек часто ходит на исповедь, то я не думаю, что он что-то такое натворил в большом количестве. Только если запутается…
– Бывает такое.
– Хуже не будет, если все расскажет.
– Но это удлиняет процесс.
– К сожалению, да.
– А Вы как к этому относитесь?
– Все индивидуально. Бывают всякие случаи.
– Как исповедоваться человеку, больному психическим заболеванием? Как мы вообще к ним относимся? Разные же бывают заболевания… Как мы здесь исповедуем и причащаем?
– Абсолютно так же, как обычного человека, – с любовью.
– Когда они в спокойном состоянии?
– Конечно.
– Следующий вопрос: «После смерти родителей в доме осталось очень много икон в бумажном виде в самодельных окладах. Они не в хорошем состоянии. Естественно, их не выкинешь, как тогда быть?»
– Можно в храм принести, можно пожертвовать кому-то.
– А если они в очень плохом состоянии, можно ли их самостоятельно сжечь?
– Конечно. Есть специальные правила, как это сделать.
– Какие правила?
– Они сжигаются, а пепел потом в проточные воды опускается, либо в какие-то непопираемые места. При храмах есть еще сухие колодцы, туда можно тоже отнести.
– Телезрительница задает вопрос: «Иногда встречаются люди, которые отвергают православную веру и религию вообще. Как вести себя с такими людьми в беседе?»
– Как с обычными людьми.
– А если ими провоцируется разговор о религии?
– Мне кажется, что надо быть ровным со всеми.
– А если оскорбляется твоя вера, что делать?
– Надо просто сказать: давай не будем затрагивать эти темы, если ты так болезненно к ним относишься. И все. Надо как-то нивелировать это, но с любовью, а не брать вилы в руки и идти в бой.
– Многие говорят, что православие должно быть с кулаками. Как Вы к этому относитесь?
– Надо отстаивать веру, но не с кулаками в прямом смысле слова.
– Скажем так, уметь за себя постоять все равно нужно.
– Не толерантность должна быть, а смирение, то есть мирность духа, а не бурная ярость, которая изливается. Это, наоборот, противно Богу.
– А как ее найти, эту мирность духа?
– Через молитву.
– Я понимаю, что через молитву, тот же пост, еще что-то. Но не всегда же это так достигается. Как еще этого можно достичь?
– По-другому – никак.
– Но какая-то внутренняя работа тоже должна быть?
– Молитва и пост – это и есть внутренняя работа.
– Например, хочется нагрубить. Что делать?
– Молиться: «Боже, очисти мя, грешного».
– Да, а еще как можно сделать?
– Этого достаточно. Пригласить Бога в эту ситуацию.
– Но ведь бывают разные ситуации. Обижают человека, обижают твоего ребенка, маму. Иногда нужно реально по-человечески поступить, может, в морду дать.
– Тогда надо ограничить доступ такого человека к твоему близкому. Но это уже не оскорбление веры, а какие-то физические воздействия.
– В какой-то степени я понимаю Вас так: действительно, по-христиански нужно все покрыть сплошной любовью, любую ситуацию разрулить именно таким образом. Но есть горячее сердце, а есть холодное. Нет ли в этой любви некоего равнодушия ко всему происходящему?
– Наоборот.
– Как бы «я ушел от этих проблем – и все».
– Нет, ты не ушел от проблем, а, наоборот, принял их в сердце. Одно дело – отпихнул это и забыл. Это как раз проявление нелюбви. А когда ты принял все в сердце, соединил свою молитву об этом человеке с Богом, ты, наоборот, вовлек его в свою жизнь. Вопрос в том, как ты его вовлек: либо через позитив, либо через негатив.
– Как это?
– Когда ты нагрубил ему, хотя ты был прав. Христос тоже был прав, но пошел на Голгофу.
– У нас, православных, бывает просто: нагрубил – «брат, прости». И как-то ситуация выправляется.
– Так ведь «прости» – это главное. Если это не просто фраза, а действительно раскаяние в том, что ты не справился с собой и вспылил, нагрубил, обидел человека. Если будет акт раскаяния и человек простит – это и будет любовь, смирение.
– Вы говорите об этом очень просто, но мне кажется, это очень сложно.
– Все просто и сложно одновременно. Но если ничего не делать, то ничего и не получится.
– Спасибо Вам. Мне было достаточно интересно. Я много раз здесь слушал разных священников и каждый раз что-то для себя открывал. Подытожим нашу сегодняшнюю программу. Может, обратитесь к нашим телезрителям? Что самое главное?
– Самое главное – иметь мирный дух и любовь друг к другу. Сейчас время поста, когда мы готовим себя к Пришествию в этот мир Христа Спасителя, мы будем вспоминать эти события. Хотелось бы, чтобы это было действительно с чистой душой, с чистым сердцем. Потому что все эти праздники, которые грядут, не только церковные, но и светские, к сожалению, часто поглощают наше внимание и отвлекают нас от сути. Развлекают нас всевозможными увеселениями, пытаются увести от главного.
А главное, чтобы мы все были вместе, ощущали себя одной большой семьей. Чтобы этот мир и единодушие, которые будут хотя бы в нашей семье, могли бы распространяться уже и на других. А если в нашей семье нет единодушия, то как могут быть у нас в стране мир и единодушие, когда мы не можем собраться вместе, как раньше семьи собирались? Кто-то бежит в ресторан, кто-то – к друзьям, все разбегаются.
Хотелось бы, чтобы в такие тяжелые времена, которые сейчас постигли нашу страну, мы все-таки объединились именно вокруг семьи. Каждый – вокруг своей семьи. И чтобы эта теплота сердец согрела тех, кто рядом с нами. А это передастся и тем, которых рядом с нами нет; они где-то далеко, в окопах, и тоже нуждаются в теплоте и любви. Я думаю, что им было бы приятно, если бы мы вот так о них подумали, а не где-то с фейерверками, криками и пьянством проводили это время. Пускай даже это были бы светские люди, живущие вне Церкви. Все-таки главное, что должно быть в нас: внимание и любовь друг к другу.
– Закончим фразой преподобного Серафима Саровского: где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пушкине священник Павел Зуев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!