Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Воспитательная работа официально является дополнением к учебной работе. Но жизнь в семинарии не сводится только лишь к чтению книг и написанию каких-то работ. Любой студент семинарии оказывается в общении с преподавателями, другими студентами, и в этом общении раскрываются люди, личности.
В чем заключается задача учебного заведения? Вчерашний школьник, пришедший к нам с какими-то задатками, в процессе жизни в духовной школе должен раскрыться, в нем должны раскрыться разные дары. Это раскрытие даров происходит и посредством самостоятельной работы человека над собой, и в общении между студентами и преподавателями, и благодаря воспитательной работе, которая осуществляется внутри семинарии и является неотъемлемой частью целостного учебного процесса. Важно обратить внимание, что воспитательная работа помогает процесс взращивания в человеке даров, полезных для служения в дальнейшем, сделать целенаправленным процессом. То есть студент не просто хаотично что-то делает. Студенты участвуют в различных мероприятиях, для них организуется как досуговая сфера, так и сфера факультативов. Вот таким образом совмещаются воспитательный процесс и учебный.
– Не просто же так студентов семинарии называют воспитанниками.
– Согласен.
– Современная молодежь везде одинаковая. И в семинарию приходит та же самая молодежь, которая нас окружает. Наверняка эта молодежь слушает песни Моргенштерна и подобных исполнителей. Возникают ли проблемы с такими современными людьми, которые оказываются в семинарии, в плане общения, выстраивания диалога?..
– Очень хороший вопрос. И вообще очень хорошая тема поднята. Я начну отвечать немножко издалека. Иногда у людей возникает иллюзия, что священник должен быть идеальным, правильным. Действительно, он должен быть образцом, но забывается момент, что он все-таки тоже человек. Когда вчерашний школьник приходит к нам в духовную школу, он приходит из обычной среды, в которой все мы живем. Он действительно, может быть, знает эти темы, погружен в них сам либо его друзья. И, конечно, нам в духовной школе очень важно понять, в курсе ли современной культуры этот вчерашний школьник. Если он разделяет эти взгляды, является идейным носителем этих взглядов, тогда, конечно, возникают трудности с таким студентом. Трудности какого характера?
С одной стороны, человек должен знать, как живет общество, какие интересы хорошие, а какие плохие. Другое дело, что человек сам начинает транслировать, какой мир создавать вокруг себя. Если человек не различает эти моменты, наша задача – разобрать вместе с ним эту разницу. Собственно, через это человек, может быть, вырастет и раскроет в себе какие-то важные моменты.
Живя в обществе, ты действительно можешь в этом обществе научиться различать добро и зло, добрые явления и злые явления. Что ты до себя допускаешь, человек? Через этот разбор человек может вырасти.
Действительно, студенты являются частью общества и культуры, в том числе современной культуры. И наша задача – научить их отличать доброе от злого и, как советует апостол Павел, от злого отказываться, а доброго держаться.
– Мы понимаем, что студент должен быть личностью всесторонне развитой. Для этого в учебном плане семинарии существуют различные предметы: литература, риторика и другие, формирующие личность. Со стороны воспитательного отдела что делается для того, чтобы студент был развитым, коммуникабельным?
– Воспитательный процесс совершается через организацию досуговых мероприятий. Мы создаем условия для того, чтобы воспитывались самые лучшие качества личности. Эти качества возможно воспитать через общение. В семинарии действует студенческий совет, и ребята сами стараются разрабатывать различные мероприятия. Конечно, в силу житейского опыта у них может не хватать навыков, знаний, поэтому старшие дежурные помощники им подсказывают, помогают. Также организовываются различные концерты, студенты участвуют в разных епархиальных мероприятиях, когда возникает ситуация общения, совместная деятельность. Эта деятельность расширяет горизонты видения жизни, когда студент должен проявить не только знания, но и то, что он христианин. Христианин по мировоззрению, по образу жизни, по образу поступков.
– Есть такая шутка. Студент первого курса, видя икону при входе в семинарию, трижды крестится и трижды кланяется. На втором курсе он трижды крестится, но только один раз кланяется. На третьем курсе – только один раз крестится и уже не кланяется. На четвертом курсе – просто проходит мимо иконы. Эту шутку мне рассказали старшие студенты, когда я только поступил в семинарию. Скажите, насколько она справедлива и справедлива ли вообще? Как студенты меняются за время обучения?
– Очень важная мысль была сейчас произнесена. Когда мы видим такое внешнее проявление, мы действительно можем сказать, что студент потерял веру. Иногда родители пугаются: мол, благочестивый школьник пошел учиться, а потом даже на службы не ходит. Но это не совсем, на мой взгляд, точное понимание того, что на самом деле происходит.
Время учебы в семинарии – это, в первую очередь, время возрастания студента. Взросление, становление человека как христианина совершается именно в семинарии, человек раскрывает в себе пастырские таланты (студент ставится в такие условия, чтобы в нем эти дары раскрылись).
Когда ребенок растет в семье, он зачастую принимает решения не потому, что он этого хочет, а потому, что так хотят папа и мама. Когда он отрывается от папы и мамы и оказывается внутри семинарии, естественно возникает ситуация принятия решений собственных, от своего «я». И здесь человек встает перед этими вопросами: как креститься, сколько раз креститься, сколько раз кланяться.
Когда студент в первый год обучения три раза крестился и три раза кланялся перед иконой, может быть, это была внешняя форма, заданная не им самим, а какой-то внешний инерционный путь. А когда он на четвертом курсе один раз перекрестился, поклонился – это уже его личное решение, его личные отношения с Богом. Если наблюдаешь извне, это может как-то покоробить: мол, раньше он был более благочестивым. Но мы не видим внутренней работы души, личности человека, предстояния его перед Богом. Это осознанность человека, действие, совершаемое осознанно.
Человек иногда может углубиться в какие-то другие нюансы. В какие? В человеке за время учебы должны раскрыться дары. Пастырские дары – это служение Богу и служение ближнему. Студент должен научиться расставлять акценты. Например, видеть, что сейчас нужно помочь ближнему. Допустим, нужно уступить дорогу старшему преподавателю. При входе в семинарию он действительно один раз перекрестился, но пропустил старшего по возрасту, открыл ему дверь. Хотя мог три раза перекреститься и пробежать. Важно умение видеть ценность служения ближнему, умение быть вежливым с ближними, поступать с рассудительностью, а не просто механически совершать что-то.
Поэтому есть и часть правды в этой шутке: человек действительно может оказаться циничным. Но, мне кажется, в большей степени здесь происходит смещение в осознанности: студент начинает видеть какие-то другие ценности, более важные именно для пастыря.
– В семинарии существует должность дежурного помощника проректора по воспитательной работе. Чаще всего студенты между собой называют его просто: дежпом. Расскажите, кто это, чем он занимается. Много ли в семинарии дежурных помощников?
– Дежурный помощник является помощником проректора по воспитательной работе. Его главная задача – обеспечить то, чтобы студенты присутствовали и на занятиях, и на послушаниях. То есть это контроль над всем бытом семинарии, можно так сказать, чтобы был порядок, не было каких-то ситуаций хаоса. Дежурные помощники обеспечивают ежедневный порядок; это очень важное дежурство по семинарии. Дежурных помощников у нас около десяти человек. Дежурство осуществляется круглосуточно, потому что бывают разные ситуации, когда студенту нужна помощь. Есть студенты иногородние, они не знают, как сориентироваться, как пройти к врачу, например. Дежурные помощники выступают в том числе и координаторами для студентов: куда пойти, что сделать.
Дежурные помощники – это бывшие студенты нашей семинарии. Это либо миряне, которые трудятся в семинарии (преподаватели), либо священнослужители (дьяконы, священники).
– Важно, чтобы были и священнослужители, и миряне, чтобы была преемственность между студентами.
– Да. И еще очень важный момент – диалог. Это не входит в прямые обязанности дежурного помощника, но это неизбежно происходит. Дежурный помощник сам еще вчера был студентом, а сегодня он уже преподаватель или дьякон, священнослужитель. Он может подсказать, помочь в вопросах быта семинарии, обратить внимание на какие-то нюансы. И студенту, который вчера жил дома свободно, становится легче и понятнее пребывание в семинарии. Ни для кого не секрет, семинария – это полузакрытое, можно сказать, учебное заведение, там нужно свою жизнь уметь планировать: учеба, подготовка и свободное время очень регламентированы уставом семинарии.
– Дежурный помощник в первую очередь играет роль воспитателя. Наверное, воспитателю важно и самому быть воспитанным, образованным. Решается ли как-то этот вопрос? Есть ли курсы повышения квалификации по психологии, педагогике?..
– Да, такие мероприятия проводятся, и я очень рад, что сами дежурные помощники откликаются на это. Последний раз, когда мы собирались, мною было высказано предложение, чтобы сами дежурные помощники собирались и обсуждали разные вопросы воспитательного характера. Потому что специалисты – психологи или педагоги – помогают решить какие-то специфические вопросы. А дежурные помощники сталкиваются с какими-то повседневными вопросами воспитательного характера. Порой дежурный помощник оказывается в ситуации вакуума, когда сталкивается с какой-то проблемой (может быть, это даже не распознается как проблема).
Например, студент подает прошение, а дежурный помощник не знает, как на него реагировать. Прошение неправильно оформлено, с ошибками или непонятна его суть, и оно начинает несколько раз ходить от студента до проректора по воспитательной работе. Что с этим сделать? По сути, это можно обсудить как раз между дежурными помощниками, потому что у кого-то есть понимание, как это сделать… На мой взгляд, очень важно общение дежурных помощников между собой, обсуждение, какие есть проблемы и как их решать. И тут может выясниться какой-то запрос, когда нужны какие-то специальные знания, и тогда мы приглашаем специалистов.
Еще очень важный момент, на мой взгляд, – умение применять аскетические навыки в семинарии. Семинария – это духовное учебное заведение, где очень важно, помимо умения жить в коллективе, иметь представление и о самоограничении. Мы живем в обществе свободы; человек свободен в своих решениях, в своих представлениях о том, как его жизнь должна выстраиваться. Попадая в семинарию, студент оказывается в ситуации, когда свобода ущемлена, и он не знает, что делать с этим состоянием. И здесь встает вопрос аскетики: как правильно себя ограничить. Это не значит быть сразу же монахом. Студент может в дальнейшем жениться, а может и принять монашество. Аскетика в данном случае − как упражнение самоограничения, некий облегченный вариант.
Дежурные помощники должны иметь представление об этой аскетике, должны обсуждать между собой эти вопросы. Потому что одно дело, когда я сам был студентом и ограничивал себя, а другое дело – советовать другому. Здесь нужно правильно советовать. Если у меня, например, были силы ограничить себя в чем-то, то у другого человека таких сил, может быть, нет. То есть другому человеку мой совет может и не подойти. Это тоже очень важный момент.
– И тут важно, чтобы кто-то помог эти силы обрести. Надо сказать, что кроме дежурных помощников у нас существует институт индивидуальных наставников, сейчас они называются красивым словом: тьюторы. Скажите пару слов о них: кто они, к чему призваны в семинарии?
− Тьюторы призваны помогать студентам вести самостоятельную учебную деятельность, повысить уровень их научных знаний и качество написания учебных работ. Их прямая обязанность − помогать студентам, общаться с ними и отвечать на их вопросы. Так научная работа и должна строиться.
В деятельности тьюторов присутствует живое общение со студентами, потому что в студенческой среде важно личностное общение. Тьюторы, как и дежурные помощники, также отвечают и на личные запросы студентов, решают проблемы, которые у них возникают.
− Нужно отметить, что тьютор − это человек, прикрепленный к каждому курсу в семинарии. И, как правило, это священнослужитель.
Батюшка, мы знаем, что послушание − неотъемлемая часть жизни каждого семинариста (будущего священника). Скажите, какие послушания исполняют ваши студенты и какое значение имеет послушание в жизни семинариста?
− У нас два вида послушаний: общесеминарские (по трапезной, послушание чтеца утренних и вечерних молитв) и индивидуальные (в хоре, в алтаре). Также есть разовые послушания: почистить снег зимой, подмести полы, почистить картошку, помочь поварам.
Послушание в Церкви имеет фундаментальное значение. Оно связано в первую очередь с аскетической практикой. Во вторую очередь − с дисциплинарной практикой Церкви. Умение приобрести послушание в семинарии − опыт немаловажный с точки зрения воспитательной работы. Аскетика и церковная дисциплина являются обязательной практикой современной церковной жизни. Человек, овладевший практикой послушания, понимает, что такое церковная жизнь.
С точки зрения аскетики для студента семинарии послушание важно как самоограничение своей свободы. И это еще вопрос его отношений с другими людьми: преподавателями или священнослужителями. Мы можем сказать, что здесь присутствует и этикет, но дисциплина отражает не просто уважение к другому человеку, но и подчинение: студент должен осуществить свое послушание. Если же он не может это сделать, то должен уведомить, по какой причине: заболел, плохо себя чувствует или ему нужно уехать домой. Тогда дежурные помощники заменяют студента. Это очень важный момент − ответственность за какое-то дело. Послушание − это первый шаг к тому, чтобы тебе доверили большое дело служения Церкви.
− В семинарии бывают и культурно-массовые мероприятия, которые тоже являются важной составляющей воспитательного процесса. Расскажите, как семинаристы встречаются с известными людьми, выезжают в паломнические поездки, посещают концерты, театры. Как часто это бывает? Думаю, что это очень важно осветить, особенно для тех, кто собирается в семинарию. Сам я, будучи студентом, посетил Израиль, несколько раз был в Санкт-Петербурге, Москве на различных конференциях (за что семинарии очень благодарен).
− Действительно, мероприятия у нас проходят регулярно (два или три раза в месяц). Это и концерты, и выставки, и встречи с выдающимися церковными деятелями. У нас были очень интересные встречи с Дворкиным, дьяконом Андреем Кураевым, с сектоведами (даже из Америки), приезжали Алексей Ильич Осипов, протоиерей Павел Великанов. Семинария живет в ногу со временем, постоянно ищет возможность организовать встречи со спикерами, которые приезжают на конференции или по приглашению в нашу епархию.
− Сейчас такие встречи легко выстраиваются в формате Zoom. Такой формат очень помогает.
В семинарии есть система поощрений, стипендии. Скажем, к чему должен студент стремиться, чтобы получать повышенную стипендию?
− Да, в семинарии есть стипендии. Их получают все студенты. Стипендии можно лишиться, если студент будет учиться плохо. Но она может быть ему возвращена, если он закроет долги и исправит двойки и тройки.
− Раз есть система поощрений, наверняка существует и система наказаний?
− Чтобы студент получал повышенную стипендию, он должен учиться на «отлично». Но это не единственный бонус для студента: его еще могут отправить в Москву, Троице-Сергиеву лавру, Санкт-Петербург (на конференцию или на время рождественских каникул).
− Бывает, что не все студенты заканчивают семинарию. По какой причине студент может уйти из семинарии? Бывают такие прецеденты?
− Студент действительно может разочароваться в выбранном пути. Я уже отмечал, что, может быть, это и неплохо: человек распознал в себе, что у него другой дар, другой талант; он Богу и ближним может послужить другими дарами. Человек может уйти, например, и по причине женитьбы, рукоположения. Или с очного отделения перевелся на заочное. Дай Бог, чтобы было больше студентов, которые все-таки заканчивали учебу.
− В одной из передач, которые мы записывали ранее в семинарии, меня однажды спросили: «А есть ли в семинарии дедовщина?» Само по себе слово «дедовщина» страшное, мы читали об этом, видели об этом какие-то видеоролики, сюжеты. И я тогда сказал, что дедовщины в семинарии, конечно же, нет, но есть преемственность поколений. Идея, что старший помогает младшим, ведь хорошая? Как Вы считаете, дедовщина в семинарии есть?
− Дедовщина − антисоциальное явление, которое действительно пагубно сказывается на личности, на жизни коллектива. У нас, конечно же, такого нет. Преемственность поколений и помощь старших младшим есть, и это приветствуется. Единственный момент, который, на мой взгляд, может присутствовать, − это непонимание между студентами. Один студент может сказать другому: «Я здесь живу уже долго, все знаю и понимаю, а ты ничего еще не знаешь и не понимаешь». Это уже гордость, когда человек говорит так надменно, может быть, даже обидно. И как раз задача воспитательного отдела − вовремя на это отреагировать.
Вовремя нужно подсказать, чтобы человек своим старшинством правильно пользовался: на служение ближним. По примеру Христа: кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою. А перегибы в отношениях могут возникнуть в любом человеческом коллективе.
− Не раз приходилось слышать, как люди говорят: «У вас в семинарии распорядок дня как в армии». Насколько это соответствует действительности?
− Семинария − это полузакрытое учебное заведение. В бытность моей учебы она была полностью закрытой. Выход за территорию семинарии мог быть только в магазин, на какие-то церковные праздники или на послушания в епархию. Сейчас студенты могут в свободное время (оно составляет полтора часа каждый день) покидать пределы семинарии и гулять по городу. Плюс в воскресный день после богослужения студенты также могут пойти погулять. Поэтому сказать, что все строго, нельзя. Студент может, если у него есть уважительная причина, написать прошение и поехать домой. То есть распорядок есть, но при этом нет изолированности от общества.
− Завершая наше общение, хотелось бы Вас спросить, каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный студент семинарии?
− Не нужно ориентироваться на идеальный образ, потому что идеальность может оказаться ловушкой, в которую мы можем попасть. Мы начинаем искать идеального студента, идеального священника, а встречаем человека. И тут нас постигает разочарование. Поэтому, мне кажется, лучше ограничиваться образом, на который нам можно ориентироваться. А это студент, ищущий в первую очередь тех даров, знаний, опыта, ради которых он изначально пришел в семинарию и которые помогут ему в священническом служении.
− Идеальных не бывает...
−Да. Если попытаться сформулировать качества идеального студента, то я бы назвал именно любовь к молитве, слову Божьему, службе, служению ближнему. Мне кажется, эти дары нужно постараться раскрыть внутри учебного и воспитательного процесса самому студенту, потому что если это делать извне, то это будет насилие над человеком. Поэтому дай Господь сил, разума и желания учиться нашим студентам-семинаристам.
Ведущий Сергей Новиков
Записали Нина Кирсанова и Наталья Богданова
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!