Архипастырь. Эфир от 27 декабря

27 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает епископ Орский и Гайский Ириней.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Первый вопрос, который хотел бы Вам задать: со всенощного бдения праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы мы слышим слова Рождественского канона. В знаменитом ирмосе «Христос раждается – славите» есть такие слова: «Христос на земли – возноситеся». В преддверии рождественских дней хотелось спросить, что значит, если Христос на земли, призыв к людям: возноситеся?

– Эти дни нас готовят к великому событию. Я бы предложил рассмотреть не только вопрос вознесения. Если говорим о Рождестве, то почему нужно было Христу родиться? Почему человек оказался на земле? Ведь все говорят: Христос рождается, чтобы спасти человека. Понятно: спасти его. От чего? А почему Он здесь, почему сам человек не мог спасти себя и нужно было Христу рождаться, а дальше пострадать, воскреснуть и вознестись? Я хотел бы ответить на все эти вопросы в сегодняшней передаче.

Итак, если смотреть на Христа, то будем отмечать этот праздник и радоваться тому, что Он пришел на землю. И все это связано с нашими праотцами: Адамом и Евой. Известно, что они согрешили, человек оказался здесь, на земле, здесь он страдает. А согрешили тем, что нарушили Божию заповедь, вкусили запретный плод.

Многие святые отцы, в частности святой Григорий Нисский, Григорий Богослов, Ефрем Сирин, говорят о том, что запретный плод – это прообраз Причастия. И как сегодня на причастие человек должен идти, будучи готовым уметь прощать, любить, воздерживаться от чего-то, то все подобное Адам и Ева должны были соблюдать в раю. Есть замечательные слова Христа Спасителя в Евангелии от Матфея: «Если имеешь что-то на брата и пришел в храм и вспомнил это, оставь дар, вернись и помирись с ним». То есть приступать к причастию человек должен, будучи готовым.

Какие же заповеди Бог дал нашим праотцам? Возделывать рай, познавать его, дать имена и воздерживаться. Это пост. Почему важен пост? Удивительно, но пост установлен перед каждым великим праздником. Перед встречей Рождества есть пост, перед встречей Воскресения Христова – пост, перед Успением Богородицы, перед праздником апостолов Петра и Павла. Каждый пост готовит нас к чему-то.

Пост важен, но важнее то, что стоит за постом. За постом стоит конкретный праздник. Сейчас праздник Рождества Христова. Если во время поста я меняюсь в лучшую сторону, если окружающие замечают, что я стал лучше, и хотят стать как я, тогда пост полезен, он пошел мне на благо. Если я лучше не стал, а стал хуже, то должен подумать, что случилось в это время, где я что-то допустил. Важно помнить, зачем нужен пост.

То же самое касается поста перед Воскресением Христовым, перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Надо набраться сил и пойти проповедовать Христа Спасителя, как делали это апостолы. Успенский пост готовит нас к вечности. Скончалась Божия Матерь, преставилась, и ты рано или поздно преставишься пред Богом. В каком состоянии? Будь внимателен.

Что касается среды и пятницы, то каждый помнит: в эти дни что-то случилось в жизни Христа. В среду ученик предал Христа, и я держу пост в этот день, чтобы никогда не предавать Христа своими поступками. В пятницу Христа распяли. Я могу своими грехами распинать Христа, поэтому  воздерживаюсь и прошу у Бога сил преодолеть искушения, которые меня ожидают. Вот что касается тех заповедей, которые дал Бог: возделывать, познавать и готовиться к причастию, к соединению с Богом.

Часто бывает, что задают вопрос про добро и зло. Знал ли Адам, что такое добро и что такое зло? Мы можем смело сказать: да. Священное Писание об этом говорит. Добро – это Бог, окружающий мир, созданный Богом. Добро там, где нет никакого греха. Священное Писание говорит, что Бог сказал Адаму: мир создан хорошо, «добро зело». Мы видим, что понятие о добре у Адама было. А что касается зла, можно тоже сказать: Адам знал, что такое зло. «Нехорошо быть человеку одному» – это зло. То есть то, что удаляет меня от Бога, от людей, – это зло; если я не имею с живыми существами никакой связи – это плохо, это зло. Адам знал, что он должен был делать, а если он это не делает – значит, поступает плохо, значит, это зло. Я соблюдаю правила – это хорошо, не соблюдаю – это зло. Это важно каждому знать.

Многие утверждают так: «Хорошо, Адам это знал. А что касается дьявола, откуда он появляется в библейском рассказе?» Есть разные взгляды. В частности, изложу мнение по поводу Люцифера. Известно, что в определенный момент Господь говорит Адаму, что ему надо дать имена животным. Дать имя – значит, быть над тем или иным человеком или животным. Это значит, что кто-то у тебя в подчинении, кто-то должен слушаться тебя. И в таком случае Люцифер подумал: человек создан после меня, я дух, он плоть, почему я должен подчиняться ему? И он сопротивляется не просто Адаму, не человеку, а Богу. Потому что эту заповедь дал Бог. И появилась гордость, он оказался здесь, на земле. Конечно, ему неприятно: как это я должен подчиняться?

Это можно понять, если посмотреть следующий пример. Допустим, есть император, правитель, и он узнает, что где-то кто-то родился и станет императором вместо него. Попробуй пойди к этому младенцу и поклонись ему. Гордость человека не позволит: я правлю и должен пойти к нему? Простите, я сам хочу выбирать, кого оставлю после себя. Конечно, мне хочется, чтобы кто-то из моих наследников, родственников правил после меня. А в данном случае не они, а кто-то... Мои приходят ко мне на поклон, я все время смотрю на них, их воспитываю, чтобы они уважали меня. А этот родившийся – как он отнесется ко мне? Неизвестно. Когда он захочет править? Когда я умру или в ближайшее время? Не допущу! Вот в таком ключе стоит смотреть на нечистую силу. Не позволил себе, ослушался не человека, а Бога, и Бог наказывает его. Вот каким образом этот персонаж появляется в Библии.

– Мне очень понравилось святоотеческое выражение, которое Вы привели, что святые отцы соотносят Причастие и древо познания добра и зла. И еще Вы сказали про пост, который предшествовал этому. Получается, Адама и Еву ожидал дальше какой-то праздник?

– Да, конечно, они должны были готовиться и услышать замечательные слова (которые, кстати, произносит священник во время литургии): «Со страхом Божиим приступите, вкусите и видите, яко благ Господь». И хор это поет, и священник произносит. Эти слова говорят, что они должны были подготовиться к чему-то. А они рано приступили.

– Древо познания добра и зла и Причастие. Для нас, причащающихся, теперь это тоже как древо познания добра и зла?

– Конечно. Поэтому святые отцы и говорят, что Причастие – тот прообраз; и как тогда, так и сейчас только с чистым сердцем я должен приступать к нему. Только так я могу по-настоящему причащаться, и Причастие будет мне не в осуждение, а в спасение. Ведь апостол четко предупреждает об этом. И священник перед тем, как причащать людей, то же самое говорит: Причастие дается во исцеление души и тела.

Есть и исповедь перед Причастием, когда человек кается в своих грехах, священник читает разрешительную молитву, а перед ней есть еще молитва в таинстве Покаяния: «Примири и соедини со Святой Твоей Церковью этого человека». И этот человек, можно сказать, уже свят, приступая к Причастию. Священник в конце литургии произносит: «Святая святым». Эта святыня передается святым людям – тем, которые осознали свой грех, покаялись Богу, получили разрешение на причастие. Нет людей, готовых причащаться. Надо осознать свое недостоинство, просить Бога помиловать тебя... И если все соблюдаем, воистину Причастие будет во спасение.

– Мы говорим про грехопадение первых людей. Кто виноват в грехопадении: Адам, Ева или дьявол?

– Виноваты все, но возникает вопрос: заповедь «не вкушать» Бог дает Адаму, а не Еве. В таком случае Ева в какой-то степени не виновата, она не слышала от Бога этих слов, она слышала эти слова от мужа, Адама. Но порой в жизни бывает так. Есть в команде главный тренер, есть еще его помощник, другие люди, которые тренируют игроков. И часто случается, что тот или иной игрок выступает в этой команде, его любят болельщики, есть уважение со стороны руководства, но ему предлагают стать тренером, помощником главного тренера. Главный тренер иногда может не проводить тренировки и дать возможность этим помощникам самим управлять. Если приходит очередь управлять тренеру, который вчера сам был игроком, то игроки этой команды (кто постарше) в какой-то степени панибратски себя ведут с ним.

Можно сказать, что Ева услышала эти слова от Адама, но есть и ее вина: она допустила не один грех, а сразу несколько. Например, Священное Писание четко говорит: не вкушать от древа познания добра и зла. Дьявол приходит к ней и говорит: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого древа в раю?» И сказала жена: плоды с деревьев мы можем есть, только плодов с древа, которое посреди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть». Дьявол ее искушает, и жена в данном случае усугубляет заповедь Творца. Бог сказал: «Не ешьте», Ева добавила от себя: «Не прикасайтесь».

Есть разные картинки, которые помогают нам более-менее познавать и понимать Библию. Змей висит на дереве, беседует с Евой, Ева думает: Бог сказал «не ешьте, не прикасайтесь», потому что умрете. Об этом четко говорит третий стих третьей главы. Змей с ней беседует, не умирает. В какой-то степени дьявол говорит ей другими словами: «Ты видишь, как тебя обманули? И твоего мужа Бог обманул. Я прикасаюсь и не умираю». Это грех Евы.

В принципе, если смотреть сегодня: в храме женщин намного больше. Женщина ждет, что к ней подойдут и расскажут, к какой иконе подойти, сколько раз креститься перед иконой, как приложиться к ней, где можно пройти, где нельзя. Женщина ждет, что ее научат, и она, зная, как ее научили, считает, что это норма. И получается, что многие женщины начинают учить других, требуя что-то еще. Иногда кажется, что молодежь не хочет приходить в храм, потому что там встретят бабушки и так научат, что не захочешь больше туда идти...

И заходит в храм мужчина. Какая-то женщина говорит: «Я Вам сейчас подскажу...» – «Знаю, не мешайте».  И сам идет к иконе, крестится, ставит свечи, дальше проходит… Вот подход женщины и подход мужчины. Но все равно мы благодарим каждого, кто учит чему-то правильно, с любовью, и верим, что они воистину оказывают большую помощь каждому.

Второй грех со стороны Евы какой? Она допустила разговор. Нельзя было разговаривать. Со злом борются, но не беседуют. Важно каждому из нас контролировать свои мысли, свои взгляды. Я хожу по улице, увидел какой-то плакат, взял газету, открыл, там какой-то текст не очень хороший – все это плохо. Но это не мой грех. Мой грех начинается тогда, когда я стану размышлять, строить планы, как совершить грех. Грех – когда я допускаю мои мысли в сердце. Я все продумал: что скажу, как поступлю, как сделаю, чтобы у меня получилось совершить грех. Если бы я сразу, на первоначальном этапе, выбросил все эти мысли и поборолся с ними, не было бы того греха, который проистекает из всех моих мыслей, помыслов и вселяется в сердце. Еве надо было удалиться от зла и сотворить благо, как говорит Священное Писание. Ведь беседуя с кем-то, ты можешь набраться чего-то. Змей лукавый обманул Еву, она согрешила.

Мы помним из истории Церкви, как к преподобному Антонию подошел дьявол и говорит ему: «Ты мало ешь, а я совсем не ем, ты мало спишь – я совсем не сплю, ты победил меня своим смирением». Он правду говорит, но чтобы соблазнить праведника: вдруг он возгордится своим смирением, что мало ест и пьет, – и все потеряет, а дьявол овладеет им.

Помня все это, мы говорим, что Ева допускает второй грех, когда начинает беседовать с лукавым. Первый грех, когда она усугубляет заповедь Бога, а второй – когда разговаривает. Не надо было разговаривать с дьяволом. Дальше дьявол любому человеку предлагает: «Ну, согреши раз – неужели Бог не простит? Бог же есть любовь, вы сами это знаете». Согрешил. «Все, ты согрешил. Как ты можешь? Куда ты идешь? В храм? Да там одни святые, и ты со своими грехами хочешь запачкать все это, выгнать всю благодать из этого места, из монастыря? Нет, уж лучше иди куда подальше, потому что нет тебе прощения». То есть одного дьявол соблазняет: «Давай согреши, все нормально, все хорошо». С другой стороны – наоборот. Согрешил – нет тебе прощения, уходи.Ты потерянный человек.

У Евы есть и третий грех: сомнение в Боге. «Змей не умирает; значит, Бог обманул нас». Но лукавый начинает говорить правду, чтобы сомнения Евы подтвердились. Нам об этом говорят 4-й и 5-й стихи 3-й главы Книги Бытия: И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Получается, он говорит правду (вы будете, как боги), но только для того, чтобы обмануть. У Евы в сердце появляется грех недоверия. Если грех в сердце, значит, у меня есть страсть. Я обязательно согрешу. А грех – это отчуждение от Бога.

Ведь Христос не просто так говорит: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Важно следить, куда направляются мысли. Мысль, которая пришла ко мне, от Бога или от дьявола? Приведет она к хорошему или плохому? Зло – это раскол, смерть.

Священное Писание говорит: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги. Им стало стыдно. Книга Бытия (2-я глава, 25-й стих): И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. А здесь они уже стыдились, у них возникло желание спрятаться.

А где прятаться от Бога? Верно говорят в миру: «В кустах». Наши прародители, казалось, спрятались от Бога. Он поступает мудро, честно: [Адам,] где ты? Он сказал:голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг,и скрылся. И сказал [Бог]:…не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Этими словами Бог говорит: «Слушай, что ты натворил? Покайся! Иди сюда! Скажи: “Я не прав”».

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Вместо покаяния («Прости, я не прав») он обвиняет Бога.

– Вопрос телезрителя: «У меня два вопроса. Первый: скажите, пожалуйста, каким образом дьявол находит свое место в раю, будучи с Адамом и Евой? Второй: в Библии есть такие строки:…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Но так как Ева родилась в раю, а Адам – не в раю, то получается, что женщина все-таки выше мужчины?»

– Если исходить из этой логики, женщина выше мужчины, потому что создана действительно в раю, а Адам – вне рая.

Я преподаю в нашем пединституте: читаю «Социологию», «Историю религии». Первые слова Библии: В начале сотворил Бог небо и землю. Мы понимаем, что небо – ангельский мир, земля – материя, из которой в течение шести дней Бог что-то создает (в конце концов – человека).

Бог создает человека из праха земли (это даже хуже, чем земля!) вне рая. Как говорили мои студентки: «Из материи Адама Бог создает женщину. Она выше». И действительно, сказано (24-й стих 2-й главы Книги Бытия): оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два]одна плоть. Муж пойдет на поклон к жене. Конечно, формально – да. Все у вас было превосходно, управляли всеми, но до определенного момента. Сейчас мы будем беседовать об этом.

В связи с тем, что нарушают заповедь Божию, наказываются и Адам, и Ева. Каким образом? Сейчас прочту. Это 16-й стих 3-й главы Книги Бытия. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

До момента грехопадения у женщины было больше прав. Но после того, как она согрешила (обманула, соблазнила мужа), установилось превосходство мужа над женой. Она обязана слушаться и помнить, что должна родить, мучаясь при этом.

А Адаму Бог сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… Да, земля проклинается, но тогда же Бог дает людям надежду, сказав следующее (15-й стих 3-й главы Книги Бытия): …и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Мы четко понимаем, что от жены родится Спаситель. Он сможет вывести человечество из того состояния, в котором оно находилось. Ведь впоследствии брат идет на брата, проливается кровь. Но люди понимали: они падают, своими силами вернуться на небо никак не могут. Должен прийти Божественный Посланник, Который сможет вывести человечество из этого греховного состояния; принять человеческую плоть, чтобы исцелить ее. Для этого Христос приходит на землю.

Ради этого мы сейчас держим пост и верим, что Христос рождается. С этого момента есть надежда. Целью пришествия Христа на землю было принятие человеческого образа, исцеление человека от греха, проклятий, смерти. Победить смерть можно было через смерть.

Христос умирает на Кресте, спускается в преисподнюю, можно сказать, обманывает дьявола, потому что тот думает принять человека, а принимает Бога. Бог выводит оттуда людей.

Кого Христос выводит из ада? Я слышал разные точки зрения. Одни говорят: «Праведников». Праведник в Ветхом Завете – представитель еврейского народа, который жил благочестиво, соблюдая заповеди. Другая точка зрения: «Христос выводит всех». Получается, гонители, гонимые, праведники, не праведники – вместе. Христос выводит каждого, нарушая его свободу (хотел он быть с Богом еще на земле или нет). Тоже неверно.

Я думаю, стоит принять следующую точку зрения: Христос спускается в ад, проповедует всем, кто при жизни соблюдал нравственный закон той или иной страны, заповеди, о которых он у себя слышал (отголоски Бога были в каждом народе). Кто нуждался при жизни в Боге – тот и следует за Христом. Тогда не нарушается свобода: Христос проповедует – и за Ним идут те, кто нуждается в Спасителе. Вот что важно, когда мы говорим о празднике, который приближается.

Очень рад, что удалось поговорить об этом. Если у нас будет время, мы можем почитать Новый Завет, зная о значимости Христа. В частности, рассмотреть самую, казалось бы, скучную главу всей Библии.

– Какую?

– Удивительным образом начинается Евангелие от Матфея! Мало кто хочет это слушать... Порой непонятно: что за имена, зачем нужны? Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова;Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома… И дальше: … Салмон родил Вооза … И много-много имен. Зачем они?

Зачем среди мужских имен появляются женские? Их носительницы самые благочестивые? Увы, нет. А почему не указано, что у Давида рождается сын Соломон от бывшей за Уриею? Можно было назвать ее.

А в каком смысле Христос – Сын Давида и Сын Авраама? Может ли Он быть Сыном и Давида, и Авраама сразу? Почему в таком порядке? Конечно, эти вопросы задают. Недавно рассуждали об этом со студентами. Итак, смотрим: что общего между ними и Христом? Тогда более-менее нам станет понятно.

– Владыка, спасибо Вам большое за этот разговор. В завершение передачи хотел бы попросить Вас кратко напутствовать наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! Священное Писание четко говорит, что с момента грехопадения муж должен быть во главе семьи. Получается, жена обязана его слушать. У апостола Павла есть такие слова: …жена да боится мужа. Но муж должен любить ее, как Христос возлюбил Церковь. Церковь Свою Христос возлюбил до смерти.

Если жена видит, что муж ее любит до смерти, она обязана его слушаться. И он должен всем делиться с супругой, зная, что его ждут, любят, встречают. И тогда семья будет хорошей. Она сможет стать примером для других и встретить Рождество Христово, которое скоро наступит, по-настоящему. С праздником!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать