Архипастырь. Епископ Истринский Серафим

1 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Истринский Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по делам молодежи. 

– Владыка, здравствуйте! Благословите.

– Добрый вечер, дорогие друзья! Я рад всех видеть, сердечно поздравляю с 1 сентября, с Днем знаний, с началом нового учебного года. Хочу пожелать помощи Божией всем учащим и учащимся в предстоящем учебном году, чтобы Господь всем нам помог осуществить то, что мы должны осуществить в процессе познания, и прийти к новым успехам.

– Школьные годы чудесные. Мне на самом деле приятно вспоминать свои школьные годы; чему я тогда научился, до сих пор и осталось. Сложно в наше время учиться. Какими были Ваши школьные годы (я знаю, Вы учились за границей)? Насколько важно сейчас учиться? И вообще в нашем ритме возможно ли совершенствоваться и получать какое-то дополнительное образование, особенно молодым людям? Как Вы считаете?

– На мой взгляд, человек должен учиться всю жизнь. Собственно, об этом и говорят нам многие святые отцы, а также философы, мыслители, люди, которые посвятили много времени познанию себя и окружающего мира. Если говорить о школьных годах, то, безусловно, у каждого человека они оставляют самые приятные воспоминания. Хотя, быть может, в процессе самого школьного обучения были не только радостные моменты, но и эпизоды, связанные с какими-то проблемами, трудностями. Иногда школа воспринималась как что-то тяжелое, как некое ярмо, которое висит на твоих плечах и которое ты с трудом несешь. Вспоминаются слова учителей и родителей, взрослых, они всегда говорили о том, что все трудности и невзгоды, которые  встречаешь в школьные годы, по прошествии лет будут казаться чем-то очень незначительным и даже ничтожным, простым и легким, ты будешь вспоминать обо всем, что было в школьный период, с благодарностью.

Я хочу сказать, что эти слова абсолютно правдивы. По прошествии определенного количества лет, когда школьные годы остались далеко позади, ты вспоминаешь это радостное, счастливое и действительно беззаботное время, когда от тебя ничего не требовалось, кроме послушания и прилежной учебы. А учеба, процесс получения знаний, участие в просвещении – это же прекрасный процесс, когда записываешь в свой ум, в свое сердце, в свою душу, как в чистую тетрадь, самое лучшее – то, что тебе преподают наставники в качестве достижений человечества во всех сферах. И, получая эти знания, дальше уже идешь не как слепой котенок, а имеешь твердое основание, имеешь опору в этих знаниях.

В этом смысле человек никогда не должен завершать для себя процесс познания. Даже после того, как мы не только школу окончили, но и получили высшее образование и даже защитили диссертации на соискание ученых степеней и, быть может, сами являемся преподавателями. Хотя для преподавателей, наверное, в первую очередь необходимо продолжать процесс познания. Самое лучшее образование – это самообразование; естественно, после того, когда у тебя уже есть основа.

Процесс жизни связан с познанием. Если человек перестает познавать окружающий мир, узнавать его, открывать для себя что-то новое, то неизменно внутри его начинает происходить деградация: вначале интеллектуальная, затем и духовная, а потом и нравственная. А знания всегда возвышают человека, позволяют ему раскрыть огромный творческий потенциал, реализовать те таланты, которые Господь в нас заложил. Но при этом очень важно соблюдать условия духовно-нравственного совершенствования. Только чистый сердцем человек может узреть Бога – сказано в Евангелии. Соответственно, знания могут быть полезными для человека и могут быть использованы во благо лишь в том случае, если есть нравственный критерий использования этих знаний.

И мы знаем, как много есть печальных случаев, когда человек, лишенный острого нравственного чувства, опираясь на те широкие знания, которые у него есть, может, наоборот, приносить не пользу, а вред как самому себе, так и обществу. Поэтому сегодня, в День знаний, мне хочется пожелать, чтобы все мы не останавливались на достигнутом, как можно больше читали замечательных книг (художественных, познавательных, научных), чтобы развивали свой интеллект, но вместе с ним развивали также и свою душу.

– Тем более сейчас время такое: на самом деле мы не знаем, что будет завтра. Даже, как сказал один архиерей, как бы ты ни хотел реализоваться, тебе просто не дадут, опять будет карантин или еще что-то. Получается, что приходится жить, наверное, только сегодняшним днем. Поэтому и время нужно беречь, которое нам отведено. Вы как раз упомянули: человек, который имеет много знаний, но при этом лишен нравственной опоры, может навредить и себе, и окружающим. То есть знание надмевает. А как тогда приобретать знания и иметь эту нравственную опору? Какие есть способы, механизмы, чтобы действительно  быть и образованным, и умным, может быть, даже чем-то выделяться и при этом быть смиренным человеком, чистым сердцем?

– Действительно, каждому из нас необходимо всегда помнить о такой добродетели, как смирение. Смирение – это не унижение, не лишение себя своего достоинства, своего взгляда, мировоззрения. Смирение – это осознание своего несовершенства прежде всего и недостоинства. И осознание этого несовершенства в первую очередь должно иметь место по отношению к Господу Богу.

Всякий человек, который успешен в том или ином деле (в данном случае мы говорим о научной сфере, не важно, будь то ученый физик, математик, ядерщик либо же ученый- гуманитарий), должен понимать, что есть определенные сферы, в которые человек не имеет права вторгаться в качестве творца и хозяина мироздания. Бог поручил человеку возделывать окружающий мир, заботиться о нем и таким образом быть сотворцом Ему в окружающей действительности. Но сотворение, соучастие Богу в акте творения подразумевает действия, направленные на добро, на улучшение всего того, что Господь заложил, и в соответствии с теми нравственными принципами, которые Господь нам даровал. А когда мы видим сейчас попытки определенной части ученого мира войти в те процессы, в которые человеку не дано входить в качестве творца, изменяя установленный Богом регламент жизни, то, безусловно, с нравственной и духовной точек зрения мы имеем все основания к беспокойству. Потому что нарушать установленные Богом принципы не дано никому.

Но и никогда нельзя забывать о ветхозаветном повествовании о Вавилонской башне. Насколько бы человек ни был развит, насколько бы он ни был успешен в своем познании и какие бы грандиозные планы для себя ни составлял, если эти планы направлены против Божьего закона, против цели спасения души человеческой, то они всегда будут посрамлены. И история с Вавилонской башней ярко нам об этом повествует. Поэтому, чтобы человек не терял нравственного измерения, необходимо иметь своей целью добро, благо. Если ты занимаешься медициной, то, соответственно, нужно использовать свои знания для того, чтобы служить во благо, а не во вред. Если ты занимаешься физикой, математикой,  и здесь нужно делать все для того, чтобы результатом твоих знаний становилось не разрушение, а созидание. И необходимо всегда помнить о своей ограниченности, о том, что при всех познаниях и достижениях человек порой становится неспособным решить совершенно малую проблему. Хотя бы тот же самый пресловутый коронавирус, который уже достаточно долгое время находится рядом с нами и продолжает заражать людей.

– Уже миллион человек в России заразилось.

– Казалось бы, при таком высоком уровне научного развития до сих пор нет способа, который бы решительно закрыл эту проблему. Так что остается пожелать, чтобы никто из нас не терял нравственного измерения, чтобы каждый из нас помнил о своих несовершенствах и главной целью всякого своего дела имел добро и благо.

– Вопрос телезрителя: «Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать “Основы православной культуры”?»

– Насколько я понимаю, в соответствии с законодательством такого явления, как принуждение к изучению «Основ православной культуры» быть не может.

– Это добровольный выбор родителей.

– Да, у нас в средних школах существует предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители ребенка на добровольной основе выбирают тот или иной модуль, который они считают нужным, будь то православие, ислам, иудаизм или буддизм; либо еще можно избрать «Основы светской этики». Так что никакого принуждения здесь быть не может, априори этот предмет содержит в себе возможность выбора. А вот то, что в любом случае какой-то из этих модулей ребенок должен изучать, – это факт, этот предмет является таким же обязательным, как и прочие предметы в сетке часов.

– Это 4-й класс; может быть, просто не хочет учиться, это общее настроение. А с другой стороны, бывает такое, что нет преподавателей на другие модули, и человека просто ставят перед фактом, что ему нужно учиться «Основам православной культуры».

– Безусловно, могут быть разного рода частные проблемы, о которых, быть может, нам сейчас неизвестно. Но лично мне хотелось бы призвать всех тех, кто преподает «Основы православной культуры», к правильному пониманию этого предмета. Его назначение заключается не в передаче определенной суммы знаний как таковых, а в том, чтобы заинтересовать школьника, подростка, молодого человека богатым миром православной культуры, зажечь в нем огонь интереса к наследию наших предков и показать красоту всех тех достижений, которые имеют место, в том числе и благодаря православной культуре нашего народа.

– Часто мы встречаем такую поговорку в нашем народе: «Береги честь смолоду». Это на самом деле очень важные слова, и, наверное, не всегда мы осознаем их в молодом возрасте, но по прошествии лет понимаем, какие это важные слова (кто-то их соблюдал, кто-то нет). Такой вопрос: «Блуд, нечистота, страсти и так далее... Что такое нечистота?» Такое нравственное состояние человека, особенно в молодежной среде, часто встречается.

– Это очень широкий вопрос, одновременно требующий частного подхода. Для каждого человека вопросы, связанные с целомудрием, всегда очень индивидуальны и зависят от целого ряда обстоятельств: воспитания, среды, в которой формировался человек, от того, что его окружает в настоящий момент. В конце концов, от того, что было вложено в него в семье, в школе и в том обществе, в котором он созидался как личность. Из Священного Писания, святоотеческого наследия мы знаем, что целомудрие – это сохранение себя в целостности, в нераспыленном состоянии. И это относится как к умственной, духовной составляющей человека, так и к физической.

Безусловно, всякий человек, особенно молодой, стремится к неким ярким, острым впечатлениям и ощущениям, стремится к получению удовольствия и порой не отдает себе отчета о тех последствиях, которые могут быть вследствие тех или иных увлечений. Поэтому кто-то довольно рано входит в интимные отношения, кто-то теряет свою чистоту, распыляется. Для кого-то это затем, к сожалению, становится нормой жизни, а кто-то глубоко переживает и страдает, пытается исправиться. У некоторых происходит исправление, а кому-то очень трудно совладать с собой. Так вот, вряд ли я сейчас дам какой-то однозначный ответ или совет, который бы помог всем сохранить себя в полном целомудрии и чистоте или же найти универсальный выход из той ситуации, в которой он оказался. Но я бы хотел сказать, что у всякого человека есть не только возможность падения, но и возможность встать. И всякий человек, который в чем-то соблазнился, пошел на какие-то действия, которые затем не принесли того самого счастья и настоящего удовольствия, а явились лишь неким суррогатом, всегда имеет возможность найти оправдание перед Господом Богом, принести покаяние, очистить себя, свою душу и свое тело и предстать пред Господом Богом обновленным.

Главное – не терять веры, надежды и упования на Господа Бога. И еще главное, чтобы никакой грех, в том числе и грех, связанный с потерей целомудрия, не становился для человека, особенно молодого, камнем преткновения на пути к Богу. Потому что иногда, особенно молодые люди, видимо, по инерции, идущей из прошлого, воспринимают православную веру как некую систему запретов, императивов, в случае нарушения которых становишься чуть ли не изгоем общества и тяжелым преступником пред лицом Божиим и должен быть подвергнут самым строгим наказаниям. Такое неправильное понимание очень часто не только пугает, но и уводит молодого человека с пути, который призван его привести к Господу Богу. Человек начинает жить в отрыве от Бога, от Церкви; таким образом, пытается дальше самостоятельно устраивать свою жизнь и, к сожалению, делает еще больше разного рода ошибок.

Господь принимает всякого человека и дает возможность каждому из нас исправить свою жизнь. И судит Господь о человеке не по его падению, а по его восстанию. Поэтому с какими бы искушениями молодому человеку ни приходилось в жизни сталкиваться, главное – не терять Бога в своей душе и помнить о том, что Господь в первую очередь является любящим Отцом, а уже затем Судьей и Мздовоздаятелем. Прежде чем Господь будет каждого из нас судить, он каждому из нас, как любвеобильный Отец, протянет Свои спасительные руки, как это сделал отец по отношению к своему блудному сыну, и даст нам не один шанс, а много шансов к исправлению, к улучшению своей жизни, к совершенствованию своей души. Давайте будем об этом всегда помнить.

– Вопрос телезрительницы: «Я согласна с Вашей мыслью, что нужно всегда учиться и заниматься самообразованием. Я очень часто подхожу к священникам после службы и задаю вопросы по Писанию, по Деяниям апостолов, по различным отрывкам. Но получаю такие ответы, что выхожу из храма в смущении. Иногда говорят: "Что Вы нам экзамен устраиваете?" Может, я такая неудобная прихожанка? Но мне правда интересно все знать по Писанию. Интернета у меня нет. А где я могу еще почерпнуть эти знания? Они же учились в духовных семинариях все-таки. Недавно задала вопрос: что такое исповедание Бога? Исповедь в частном смысле – это когда мы исповедуем грехи, а мы же говорим: "Исповедуйте Господа, ибо Он Благ". Исповедание – это широкое понятие?»

– Прежде всего, стоит похвалить Ваше стремление к знаниям, к поиску ответов на вопросы, которые Вас волнуют. Я уж не буду судить, удобная Вы или неудобная прихожанка, но, наверное, не всегда складываются благоприятные условия для того, чтобы священники, к которым Вы обращаетесь, должным образом ответили на Ваши вопросы. Причины тому могут быть разные. С одной стороны, возможно, это и занятость священника, с другой стороны, могут быть и пробелы в знаниях. А кто-то, может быть, действительно и ленится иногда должным образом пообщаться с прихожанами. Поэтому я не берусь судить, почему так происходит, причины могут быть самые разные: как объективные, так и субъективные.

Но заслуживает уважения, что, будучи верующим человеком, Вы свою веру не закрываете в некую скорлупу обрядности, а стараетесь понимать, искать ответы на все то, чему учит нас вера и к чему она призывает. Поэтому продолжайте и дальше задавать священникам вопросы, которые Вас интересуют. Может быть, старайтесь подходить в более удобное и правильное время, когда священник располагает возможностью пообщаться с Вами. И также старайтесь сами читать соответствующую литературу. Вы говорите, что у Вас нет Интернета, но сейчас очень много книг, с этим нет никаких проблем. Есть и множество библиотек при храмах, при приходах, куда можно прийти и почитать соответствующую литературу, в том числе и по библеистике.

А что касается второй части Вашего вопроса относительно того, что такое исповедание, то если перевести это слово на современный русский язык, наверное, правильно будет сказать, что это признание. То есть когда мы говорим об исповедании веры, мы говорим о признании того, в кого или во что мы верим. Исповедовать Господа Бога, исповедовать православную веру означает признавать Бога, веровать в Него, признавать православную веру, быть ее сторонником.

Исповедание – это состояние, при котором ты признаешь, соблюдаешь, сохраняешь все то, что составляет религиозную доктрину. Соответственно, исповедание грехов – это признание наших грехов, признание перед Богом всех тех ошибок, пороков, которые есть в нашей жизни. Исповедуя их, признавая их перед лицом Божьим, раскаиваясь в них, мы стараемся очистить свою душу от этих грехов и затем стараемся их не совершать либо совершать как можно меньше. Вот, наверно, в двух словах о том, что такое исповедание.

– И есть как раз наши общецерковные праздники, когда мы говорим: новомученики и исповедники Церкви Русской, то есть те, кто исповедовал Бога.

 Владыка, перед тем как прийти к нам на эфир, Вы шли здесь недалеко по набережной в рясе и в панагии. Это ведь тоже своего рода исповедание – внешняя форма. Можно ли так сказать?

– Из своих наблюдений я могу сказать, что современные, прежде всего молодые, люди реагируют на священнослужителя в одежде клирика очень спокойно, не так, как это было 10–15 лет назад или в еще более ранние времена. Раньше на священнослужителя, идущего по городу, находящегося в общественном месте в рясе или в подряснике, очень часто смотрели как на нечто невероятное, иногда даже показывали пальцем, а кто-то по инерции мог высказывать насмешки, что скорее всего являлось результатом невысокого уровня воспитания.

А вот сегодня человек, и особенно молодой (я прежде всего обращаю внимание на молодых людей в силу специфики моего молодежного служения), совершенно адекватно смотрит на священнослужителя, который в общественном пространстве появляется в  одежде клирика. Я не вижу, чтобы кто-то «ломал взор», обращая его на меня, чтобы кто-то удивлялся моему появлению в рясе в общественном месте. Все смотрят на меня точно так же, как и на представителя любой профессии. Когда врач идет в белом халате, это ни у кого не вызывает удивления. Точно так же и военный в форме не возбуждает ажиотажа.

Более того, часто, когда, например, я путешествую, лечу в самолете либо появляюсь в магазине,  аэропорту, на вокзале, люди подходят с разными вопросами. Завязывается разговор, человек говорит о том, что у него на душе, просит совета или просто желает, чтобы его выслушали. Поэтому могу сказать, что на сегодняшний день отношение к священнику в рясе, как правило, очень позитивное. Главное, чтобы мы, носители этой священной одежды, правильно себя вели и были способны ответить на те запросы, с которыми люди к нам приступают.

У меня был момент, когда человек даже не задавал никаких вопросов, а просто в самолете давал записку и просил помолиться. Однажды в аэропорту, когда я подходил к входу, вдруг ко мне совершенно неожиданно подошел молодой человек, который, видимо, подрабатывает тем, что обвертывает багаж в специальную пленку, и предложил и мне обернуть. При этом, когда я захотел с ним рассчитаться, он сказал: «Нет, ничего не нужно. Я прошу, чтобы Вы просто за меня помолились».

И все это говорит о том, что у людей есть положительное настроение по отношению к Церкви, к вере. Главное, как я уже сказал, мы должны уметь достойным образом отвечать на эти запросы и порывы людей, внимательно следить за каждым своим словом, за каждым своим движением, поступком, дабы никого не соблазнить.

– Можно сказать нашей телезрительнице Елене и многим другим: священники молятся за вас, они устают, им тяжело; и вы молитесь за них – они на передовой. Разные бывают обстоятельства, осуждать не будем. Но молиться нужно обязательно.

 Владыка, вопрос от молодого человека. Он прочитал Библию, сейчас у него на столе Коран. Он спрашивает, можно ли читать эту книгу, и боится, что если его что-то привлечет в этой книге, он может уйти из Православной Церкви. Что можно ему посоветовать?

– Все зависит от того, какую цель ставит перед собой человек. Вообще читать можно все. И глупо было бы кому-то это запрещать. Я могу посоветовать не читать какую-то книгу либо не смотреть какой-то фильм лишь тому человеку, которого хорошо знаю, который духовно близок мне, для которого мое мнение является авторитетным, определяющим. Человеку, который мне доверяет и должным образом воспримет мою рекомендацию. А так сказать кому-то: «Нет, Вы это не читайте, потому что это вредно», – будет неправильно. Запретный плод всегда сладок. А если человек хочет с чем-то ознакомиться, он рано или поздно это сделает.

Мы должны расширять свой кругозор, должны знать в том числе и иные религиозные доктрины, чтобы иметь правильные представления об этих религиях и при необходимости на должном уровне и должным образом вести диалог с представителями этих религий. Если ставится такая цель, то, конечно, в этом нет ничего плохого, опасного; напротив, это положительно.

Но если человек до конца не уверен в своем собственном исповедании, если он лишь недавно обрел Бога в душе, недавно стал посещать храм, стоит ли ему сейчас подробно знакомиться с религиозной литературой других исповеданий? Думаю, в первую очередь следует как можно лучше узнать мир православия, раскрыть для себя духовное богатство этого мира, его красоту, глубоко утвердиться в вере, постараться почувствовать Господа Бога на своем уровне.

Господь обязательно каждому человеку открывает Себя, каждый из нас в жизни непременно переживает момент Богоявления, и у каждого это происходит по-разному. У кого-то это может быть связано с каким-то грандиозным событием, а у кого-то это происходит очень тихо, спокойно, в каких-то меньших масштабах. Но Господь Себя непременно открывает. И вот когда ты переживешь этот момент Богоявления, когда Господь прикоснется к твоему сердцу, уже не страшно ничто: ты понимаешь, что Бог не только существует, но существует еще и Его Промысл о тебе, обо всем окружающем мире. А если так, то какие могут быть сомнения?

– Вопрос Светланы из Калужской области: «Священное Писание говорит о том, чтобы мы славили Бога песнопениями. Я знаю, что во многих храмах разрешается подпевать во время службы. Я знаю, что это очень поддерживал убиенный московский иерей Даниил. И я считаю, если у прихожанина во время службы возникает желание прославить Господа не громко, не крича на весь храм, а потихоньку, то это правильное побуждение. Тем не менее наш батюшка категорически это запрещает – поворачивается к прихожанам: “Не пойте, я вам говорю! Не пойте!” Я считаю это неправильным. Что Вы думаете об этом?»

– Благодарю Вас, Светлана, за этот вопрос. Действительно, в Священном Писании, прежде всего в Псалтири, которая, собственно, и есть хвалебная книга Господу Богу, мы видим множество призывов к тому, чтобы мы славословили Творца. Но восхваление Господа Бога подразумевает прославление Его не только устами, но и сердцем, а прежде всего своей собственной жизнью.

Есть даже возглас во время Божественной литургии: «…едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое…» Не только устами мы должны прославлять Господа, но еще и сердцем. И вот это прославление Господа Бога своим сердцем, своей душой, своей жизнью является самым главным.

Безусловно, общая молитва в храме воодушевляет людей. Одно дело, когда человек молится дома сам или в кругу своей семьи, другое дело, когда мы все вместе приходим в храм для общей молитвы, когда мы объединяемся друг с другом, чувствуем духовную силу нашего единения и прославляем Господа Бога.

Как раз для этого на Поместном Соборе 1917– 1918 годов было установлено общественное пение Символа веры, «Отче наш» на Божественной литургии, а за всенощным бдением в канун воскресного дня песнопение «Воскресение Христово видевше…»

Но в то же время мы должны помнить: совершая вместе с другими людьми молитву в храме, мы не должны нашим ближним мешать молиться. А иногда бывает, что подпевание хору, особенно человеком, у которого нет музыкального слуха, мешает окружающим людям, вводит кого-то в соблазн. Вот стоит человек, молится внутри себя и слышит чье-то подпевание, которое режет слух, начинает искушаться, раздражаться, вместо умиротворения у него наступает какая-то разгоряченность, неудовлетворенность. Так могут возникать и конфликты.

Поэтому я бы призвал держаться той практики, которая у нас есть: за всенощным бдением все вместе поем «Воскресение Христово видевше…», замечательный гимн в честь воскресшего Господа Иисуса Христа, за Божественной литургией имеем возможность все вместе петь Символ веры и молитву Господню «Отче наш», а остальное время посвящаем тому, чтобы прославлять Господа Бога сердцем, душою (и это, наверно, будет самым главным). И хочу пожелать, чтобы все мы имели терпение, снисходили к немощам друг друга.

– Да, можно только добавить: если на приходе есть актив, который так хочет петь, может быть, договориться и организовать церковный хор? Есть и такая практика.

– Конечно, чтобы это было профессионально. Даже народный, любительский хор все равно не должен представлять собой какофонию. Это должно быть пение, соответствующее нотной грамоте, чтобы в храме была красота и благолепие. В храме не должно быть никакой дисгармонии, в храме должно быть все красиво и гармонично, в том числе и в плане пения.

– Вопрос телезрителя: «Странно получается. Говорят: надейтесь на Бога. А еще говорят, что чрезмерно надеяться на Бога – значит искушать Его. И вот непонятно, как быть».

– Мне кажется, на этот вопрос хорошо отвечает древняя латинская мудрость: «Молись и трудись». Если не ошибаюсь, это было одним из девизов преподобного Бенедикта Нурсийского. В своей жизни всякий человек должен гармонично соединять молитву, то есть надежду на Господа Бога, и собственный труд. «Под лежачий камень вода не течет». Невозможно без труда достичь какого-либо успеха в жизни.

Мы должны надеяться на Господа Бога, должны Ему молиться, просить Его о том, что нам нужно, но одновременно и сами прикладывать к тому усилия. Только тогда мы сможем достичь нужного результата. Напротив, если мы будем только молиться, но сами палец о палец не ударим для того, чтобы сдвинуть самого себя с места, ничего не получится.

Равно как не получится ничего и в том случае, если человек полагается исключительно на свои собственные силы и забывает о Боге, забывает спросить Его мнение, подумать: «А нужно ли мне что-то из того, к чему я сегодня прикладываю свои усилия?»

– Владыка, спасибо за сегодняшнюю беседу. Очень знаково, что мы собрались сегодня, 1 сентября, в первый день осени. Я хочу попросить Вас как-то подытожить нашу сегодняшнюю встречу; может, вновь обратиться к нашим учителям, ученикам и родителям учеников.

– Резюмируя нашу сегодняшнюю беседу, мне бы хотелось всех  поблагодарить за общение, за вопросы, которые были заданы, и еще раз поздравить с 1 сентября, с Днем знаний, с началом нового учебного года. Мне бы хотелось пожелать, чтобы этот учебный год был успешен абсолютно для всех людей – как для детей, юношей, которые непосредственно проходят обучение в соответствующих школах и вузах, так и вообще для всех нас, которые, быть может, уже не обучаются в университетах, но продолжают свое обучение в самой, наверное, главной и трудной школе, которая называется жизнью. Пусть это обучение, в котором главным Учителем для каждого из нас является Господь Бог, будет успешным. Постараемся оправдать доверие нашего верховного Учителя Господа Бога, быть Его прилежными учениками и приносить Ему как можно больше радости и как можно меньше огорчений. Да хранит вас всех Господь!

Ведущий  Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать