Учимся растить любовью. Родительский авторитет

31 марта 2022 г.

"Родительский авторитет" - тема очередной беседы с семейным психологом Марией Паршенковой. Послушание и подчинение - есть ли разница? Нужно ли добиваться авторитета или его стоит выстраивать? Как сохранить доверительные отношения с подростком, не потеряв авторитет? Что делать, если авторитет родителя пошатнулся? Об этом и многом другом в нашем выпуске.

– Сегодня мы будем говорить о родительском авторитете. В гостях у нас психолог Мария Паршенкова.

«Родительский авторитет» – тема, мне кажется, важная. Мы уже говорили об иерархии в семье, о ее необходимости. Тем не менее вопрос родительского авторитета остается актуальным. Хочется понять, где родительский авторитет рациональный, а где он иррациональный и почему семья невозможна без авторитета. Авторитарный режим, стиль воспитания – это совсем не то, что хотелось бы осуществлять.

– Да, тема авторитета в семье всегда очень актуальна, во время консультаций виден огромный запрос. Границы уважения ребенка и авторитета родителей, как правило, бывают стертыми и размытыми, и отсюда в семье начинаются детско-родительские проблемы взаимодействия.

Всегда важно четко понимать, что у каждого родителя есть свой авторитет. Для того чтобы это понять, надо задать себе вопрос: «Чего же я хочу от собственного ребенка? Каким я хочу его видеть? Какими инструментами я готов помогать ему вырасти таким, каким я хочу его видеть?»

– Давайте договоримся о терминах. Что же такое «авторитет»?

– Если говорить о ребенке, то для него авторитет – восприятие самой роли родителя, полное доверие родителю, принятие родительской позиции. Что же касается родителя, авторитет для него – это понимание ответственности за ту жизнь, которую он сопровождает, за то, что он делает со своим ребенком. Это и понимание границ ребенка, его личности, и, что самое важное, понимание цели – родительской цели, чего же он хочет добиться от своего ребенка, используя те или иные методы воздействия.

– Отвечая на этот вопрос, Вы произнесли слово «доверие», и мне это очень импонирует. Но большинство людей под словом «авторитет» понимают подчинение. И вот здесь надо понять: доверие или подчинение? Должен ли ребенок подчиняться родителям? Но Вы все-таки выбрали слово «доверие». Почему? Где здесь баланс и как правильно выстраивать этот баланс в собственной семье?

– Давайте посмотрим на семью с несколько другой точки зрения, – с точки зрения лесенки, на которой мы расставим всех членов семьи: каждого на свою ступенечку. И тогда станет понятно, кто является в семье авторитетом, а кто не является, кто в семье глава, а кто выполняет функции подчинения.

Это очень хорошо видно абсолютно для каждого члена семьи в тот момент, когда вся семья усаживается ужинать. Когда ко мне на консультацию приходят люди и я понимаю, что в их семье есть проблемы с иерархией, с авторитетом, я всегда говорю им: «Расскажите, как вы сидите за ужином в тот момент, когда вся семья в сборе. Пусть даже это бывает раз в неделю».

И становится совершенно понятно, кто в семье глава: малыш, которому подают еду в самом начале, чтобы он не плакал, или кошка, которая все время путается под ногами, и поэтому ее кормят первой. Или это все-таки папа, перед которым из уважения и принятия его авторитета ставят тарелку с самым вкусным куском. Становится понятной иерархия в этой семье.

В любом случае родитель находится на ступенечку выше своего ребенка. Невозможна авторитетность родителя, когда он стоит на одной ступеньке с ребенком. Небольшая ступенечка, разделяющая их, дает возможность ребенку тянуться вверх, а родителю – охранять жизнь и здоровье ребенка, используя свой авторитет.

Полное принятие этой иерархии и порождает доверие, потому что мы доверяем только тому, от кого не ждем опасности, какого-то подвоха. Если родитель стоит на ступенечку выше малыша, то малыш может доверять родителю. Но и родитель тоже может доверять ребенку, потому что он знает, что в сложных моментах ребенок им ведом и контролируем.

– Мы разобрались в том, как это должно быть, а теперь поговорим о перекосах, которые чаще всего наблюдаются в семьях. И один из таких перекосов – когда авторитет строится не на доверии, а на подавлении воли ребенка, на позиции сильного.

Разумеется, взрослый – сильный, у него и должна быть позиция сильного, то есть человека, который берет на себя ответственность и принимает самые важные решения в семье. Но где заканчивается авторитет родителя и начинается свобода ребенка? Какие решения ребенок может принимать самостоятельно и как родитель должен его этому обучать?

Пожалуй, даже самый авторитетный родитель хочет, чтобы его ребенок вырос человеком, который точно так же сможет устанавливать свой авторитет в коллективе, а значит, этому его тоже нужно научить. Если же ребенка подавлять, то такого не произойдет. Даже с этой позиции подавление воли ребенка нерационально.

– При формировании авторитета родителя в первую очередь важно учитывать возраст ребенка: чем младше ребенок, тем выше родительский авторитет. Родитель для малыша – это главный человек в его жизни, в этот период авторитет родителя безоговорочный.

Если отношения уже построены таким образом, что ребенок знает границы, знает, когда нужно проявить послушание, потому что для него существует какая-то опасность (например, он бежит и не видит, что на его пути едет машина, – он слышит слово «стоп» и останавливается), – здесь работает авторитет родителя и ничего больше.

По мере взросления ребенка ответственность за его поведение уже частично передается ему: маленькими аккуратными порциями. «Ты хочешь эту машинку (куклу) отдать своему другу (подружке)? Ты готов с ней расстаться? У тебя ее больше не будет, но она будет радовать Васю (Катеньку). Ты готов к этому?» – «Да, я к этому готов». И трехлетний малыш с удовольствием расстается с любимой игрушкой, уже проявляя какую-то свою волю, не подавляемую, а именно поддерживаемую авторитетом родителя.

В подростковом возрасте, когда отношения между родителем и ребенком становятся партнерскими, родитель все равно остается на ступенечке немного выше своего ребенка. Если отношения были простроены хорошо, подростку уже многое можно доверить, в том числе и очень важное для жизни семьи.

Такое делегирование, разделение ответственности с ребенком позволят ему сформировать свои взрослые позиции. «Ты чего хочешь добиться? Ты не хочешь учиться в 11-м классе? Как ты тогда будешь строить свою жизнь?» В этот момент очень важно не отказаться от ребенка, важно задать ему вопрос: «Чем я могу тебе помочь? Какой ты видишь мою помощь тебе в этом вопросе?» И тогда и авторитет родителя сохранится, и воля ребенка останется цела, и ребенок будет впитывать в себя возможность разделения авторитета и простраивания в дальнейшем своих отношений в коллективе и в семье.

– Мы уже коснулись темы подростков, и, конечно, когда мы говорим о родительском авторитете для подростка, это отдельный вопрос, потому что именно в подростковом возрасте авторитет родителя подвергается сомнению. Но это нормально, и мы об этом обязательно еще поговорим. А сейчас вернемся немного назад, к теме детства.

Когда мы говорим о маленьких детях, мы, конечно, понимаем, что почти все они подчиняются своим родителям. И вот тут нужно понимать, когда это подчинение хорошо, а когда плохо. Хорошо ли постоянное подчинение или маленький ребенок тоже должен проверять родителя на прочность? Что говорит о том, что ребенок созревает психологически правильно, о том, что такое его поведение необходимо для формирования личности, даже если родителям, может быть, оно не нравится?

– Здесь снова тонкие моменты, и все это состоит из нюансов, потому что важен характер родителя, важны особенности личности ребенка. Первый момент, показывающий, что родительский авторитет рушится на глазах, – когда малыш на руках у родителя начинает бить его по лицу, и это воспринимается как милая шалость.

Малышу полгодика, годик, потом он становится старше, и именно мелочами простраивается та ступенечка, на которую, я считаю, родитель должен взойти, чтобы помогать своему ребенку в жизни. Эта простройка и покажет, что родитель в авторитете, а ребенок все-таки находится на ступенечку ниже.

И еще момент, о котором я обязательно должна сказать, – авторитеты мамы и папы едины. Ни в коей мере ни мама, ни папа не должны становиться выше или ниже друг друга: для ребенка они равнозначимы. И если папа что-то сказал, пусть он даже десять тысяч раз не прав, задача мамы – поддержать его ради формирования правильной жизненной позиции ребенка.

Потом они разберутся, кто в чем был не прав, и о чем-то смогут заранее договориться. Но если в этот момент, когда папа что-то не разрешает, малыш пробует получить разрешение у мамы и получает его, конечно же, авторитет родителей обрушивается. Здесь родителям чрезвычайно важно поддерживать друг друга, аккуратно соблюдать это правило, все время при этом понимая, что ребенок – тоже личность, он тоже что-то чувствует, чего-то хочет, испытывает какие-то радости или сомнения, и, конечно, нужно давать ему право на его эмоции.

– Мне кажется, важно еще разобраться с таким вопросом: чем отличается авторитет, который построен на страхе, от авторитета, построенного на доверии, – когда ребенок просто доверяет компетенции другого человека, в данном случае взрослого, родителя? 

– Любой страх вызывает первую естественную реакцию – избежать этого страха. До тех пор, пока страх над нами довлеет, пока мы находимся в позиции, в которой испытываем страх, мы приспосабливаемся. Не перестраиваемся, не формируемся, а именно приспосабливаемся и далее инстинктивно, интуитивно стремимся не попадать в ситуацию, когда можем испытать страх.

И это как раз тот момент, когда дети вдруг начинают избегать общения с собственными родителями. Значит, ребенок чего-то боится, что-то его очень тревожит, и вместо того, чтобы пойти и о чем-то спросить (как правило, у папы), попытаться простроить диалог, он говорит: «Да нет, мне это и не надо, я обойдусь».

Вызвать страх у ребенка гораздо легче, нежели вызвать доверие. Сейчас очень много родителей обращаются ко мне именно с тем, что маленькие дети, шести-семи лет, их боятся, а родители видят это, и это их очень тревожит. И тогда мы перестраиваем систему общения, чтобы она, с одной стороны, поддерживала авторитет родителя, а с другой стороны, не довлела эмоционально над ребенком, не угнетала его.

– Расскажите, как это сделать. Это как раз мой следующий вопрос, ведь мы уже разобрались с тем, что страх не нужен, он не поможет родителю отстаивать свой авторитет, лишь научит ребенка избегать столкновений с ним, выкручиваться, манипулировать.

Как же выстраивать тот правильный, грамотный авторитет, который нам нужен, чтобы растить, воспитывать своего ребенка? Не для того, чтобы его подавлять, а для того, чтобы формировать его.

– Воспитывая своих детей, каждый из нас, как правило, опирается на свой детский опыт и на образ своих родителей. Если родители для ребенка были эталоном, символом любви, прочных отношений, защиты в этом мире, то, когда ребенок вырастает, он постарается простроить свою семью точно так же.

Если семья человека в его детстве была деструктивной, если папа обижал маму, были какие-то конфликты, то дальше может быть два сценария развития. Первый – выросший ребенок полностью повторит историю своей семьи, говоря: «Ничего страшного. Я же вырос хорошим человеком, и вы вырастете. Ничего ужасного в семье не происходит».

Второй сценарий – жизнь будет строиться полностью противоположно: «Меня ругали, а я вообще никогда не буду ругать своих детей. Мне ничего не покупали, а я своим детям куплю все». И тот, и другой варианты говорят о том, что родитель в данной ситуации находится в незрелом родительском состоянии. Таким родителям нужно задать себе вопрос: «Чего я хочу от своего ребенка? Каким я хочу его видеть?»

«Моему сыну (дочери) 32 года. Какими жизненными качествами он обладает?» – попробуйте взять лист бумаги и написать список. А потом задайте себе вопрос: «А что я как родитель делаю для того, чтобы мой ребенок обладал именно такими качествами?» И очень многие моменты встанут на свои места, и вы увидите, где вы подавляете своего ребенка, несмотря на то, что вы хотите, чтобы он вырос творческой личностью.

Но творческая личность очень тяжело формируется в подавлении. Вы хотите, чтобы ребенок был смелым, но при этом охраняете, ограждаете его от любой самостоятельности? Так дайте ему возможность быть самостоятельным.

Именно таким образом вы поймете все свои родительские огрехи. Я советую вам почаще заглядывать в этот листочек и записывать для себя, что вы делаете для того, чтобы ребенок вырос именно таким. В конце на этом листе обязательно нужно написать: «Мой ребенок вырастет таким, каким он вырастет, и он будет для меня самым лучшим».

– Мария, с самого начала беседы мы с Вами как будто бы сговорились и решили, что авторитет родителя – это важно, это хорошо, необходимо, и дальше мы ведем весь разговор, отталкиваясь от этого пункта. Но давайте порассуждаем, что происходит в той семье, где родительского авторитета нет. Мне кажется, что таких семей в нашей современности становится все больше и больше.

– Да, Вы смотрите в корень. У нас есть огромное количество разнообразной литературы разного качества. Каждое слово, написанное на бумаге, воспринимается родителями как истина в последней инстанции, и это позволяет им не формировать свою позицию, а безоговорочно принимать позицию чужую и вносить ее без каких-либо коррективов в свою семью.

Одна из таких позиций – это диалог с ребенком. Родители начинают обсуждать с ребенком абсолютно все: хочет он к врачу или не хочет, будет он пить лекарство или не будет. Эти два вопроса звучат абсурдно, но, по сути, они показывают именно те моменты, которые происходят в семье.

Родители задают ребенку вопрос, будет ли он заниматься спортом. Но у ребенка ослаблено здоровье, и это родители должны принять ответственное решение – будет ли он заниматься спортом. Ребенку можно предложить другую альтернативу: он будет заниматься гимнастикой или хоккеем? И в таком случае ребенок будет что-то выбирать, у него будет право выбора.

Ответственные родители все равно сделают это с позиции своего авторитета: ребенок все равно будет заниматься спортом. Конечно же, подмена авторитета неким диалогом с целью не заглушить, не задавить ребенка в детстве, чтобы он вырос свободной личностью, приводит к очень грустным результатам.

Давайте посмотрим шире, на жизнь человека в целом, и увидим, как живется людям, у которых вообще нет никаких авторитетов. Школа семьи как раз и дает ребенку возможность принимать иного человека как авторитетного. Что это позволяет человеку? Во-первых, это позволяет ему критично смотреть на все, что происходит в мире, выбирать того, кто для него является авторитетом, и формировать свою позицию. И во-вторых, это позволяет учиться и быть обучаемым.

То есть проблема, исходящая из того, что в семье нет авторитетов, – в том, что и учитель для ребенка не авторитет. И вырастает человек, который неспособен обучаться и быть в сопровождении какого бы то ни было наставника. Поэтому, если вы прочите своему ребенку интересный жизненный путь, пожалуйста, возьмите на себя эту ответственность и станьте для него авторитетом.

Возможно, у вас что-то не получится, ведь родитель, конечно, не робот, он может совершать ошибки. И это замечательно, потому что так мы показываем детям, что мы тоже живые люди, имеющие право на ошибку. Но все равно нужно взять ответственность за воспитание своих детей в собственные руки, иначе их воспитает кто-нибудь другой.

– Возвращаясь к обсуждению родительского авторитета для подростков, я хочу спросить: что происходит с родительским авторитетом, когда ребенок достигает подросткового возраста? Насколько нормально то, что родительский авторитет подвергается критике? Как родителям вести себя в этой ситуации, как к этому относиться?

– Возможно, это прозвучит немного грустно, но что уже сделано родителем, то сделано. Сверх того, что уже сделано, ничего сделать нельзя. Во время подросткового возраста мы пожинаем плоды нашего воспитания и нашей простроенной в семье иерархии. Если до 7, максимум до 10 лет ребенка в семье не были простроены иерархические отношения, не был простроен авторитет родителя, то в подростковом возрасте сделать что бы то ни было уже очень сложно. Можно лишь договориться о каких-то моментах безопасного совместного проживания.

Но если вы, родители, отмотаете немного назад и увидите, что у вас все было хорошо, вы с ребенком были в диалоге, он слышал и слушался вас тогда, когда это было нужно, вы давали ему волю тогда, когда это было возможно, то выдохните. Благословите своего ребенка и будьте для него такой опорой, таким портом, который примет его и с удачами, и с неудачами, и с правильными, и с неправильными позициями.

И тогда уже родитель войдет в фазу эксперта для своего подростка. Даже если ребенок спросит его о чем-то и, услышав ответ, будет выражать свое категорическое несогласие, все равно он будет прибегать к родителю как к эксперту, совершенствуя свои точки зрения. И в этом проявляется авторитет родителя.

– Спасибо, Мария. Мне кажется, что мы обсудили эту тему достаточно подробно. Если у телезрителей остались какие-то вопросы, их можно задать или мне, или Вам. Мария, расскажите, как к Вам можно обратиться.

– Мне можно написать сообщение в соцсетях. Я всегда стараюсь отвечать абсолютно всем, потому что ситуации бывают разные. Более того, я запустила бесплатный социальный проект, где я разбираю какие-то конкретные семейные ситуации, и в этих ситуациях мы ищем ответы на все вопросы. Многие откликаются на эти ситуации, потому что очень часто проблемы разных людей – одного и того же характера.

Вы тоже можете написать о своей проблеме, описать ее, и мы ее обязательно разберем. Все записи остаются в свободном доступе. У меня в соцсетях есть ссылки на эти записи, и вы можете посмотреть предыдущие и определить тему, которую, по вашему мнению, стоит разобрать, – я обязательно ее разберу.

Ведущая Марина Ланская

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 16 мая: 00:30
  • Пятница, 17 мая: 05:30
  • Суббота, 18 мая: 08:05

Анонс ближайшего выпуска

В студии - детский нейропсихолог Екатерина Щербакова, автор развивающих аудиосказок. Поговорим о том, с какими педагогическими задачами можно справиться с помощью сказок, как придумывать развивающие сказки самим, подстраиваясь под нужды каждого ребенка, почему читать их лучше, не интонируя голосом. Узнаем, какие интересные подкасты существуют для малышей, порассуждаем, как аудиоформат помогает отдохнуть от визуального шума.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать